Башня Меншикова

Башня Меншикова, прекрасная и таинственная, кажется, говорит: "Смотрите и любуйтесь!" Были времена. Можно было "смотреть и любоваться". Но сейчас башня Меншикова, она же Церковь Гавриила, со всех сторон закрыта зданиями.

Меншикова башня, 1707 г. Реконструкция К.К. Лопяло. 1952 г.
Меншикова башня, 1707 г. Реконструкция К.К. Лопяло. 1952 г.
Башня Меншикова. Вид из Архангельского переулка. Фото 2005 г.
Башня Меншикова. Вид из Архангельского переулка. Фото 2005 г.
Башня Меншикова. Вид из Кривоколенного переулка. Фото 2005 г.
Башня Меншикова. Вид из Кривоколенного переулка. Фото 2005 г.

Как знать, может, эта "закрытость" и спасла башню в суровое время. Не мешала она проезду, как Красные ворота. Не мешала проходу, как церковь Успения в Потаповском переулке. Впрочем, в 1928 г. работники Почтамта, написали в Моссовет, что башня "исторической ценности не представляет, никто её не осматривает и существованием её не интересуется, а между тем она занимает довольно значительную площадь во дворе Почтамта, которая в связи с механизацией крайне необходима для него". Далее следовала просьба-требование: "... Почтамт просит Президиум Моссовета о закрытии церкви и о предоставлении помещения для нужд Почтамта, если возможно, дать разрешение к сносу её". "Нужды" почтовиков почему-то остались без ответа. Возможно, вмешался Луначарский. В то время он ещё заведовал Наркомпросом РСФСР, располагавшемся в доме Чистопрудный, 6. Выходящие во двор окна смотрели прямо на Меншикову башню, и, скорее всего, Луначарскому это было небезразлично.

Впрочем, это – догадки. Теперь о тайнах башни Меньшикова:

  • официально автором проекта считается И.П. Зарудный. Но возможно, что проект разработан уроженцем Щвейцарии Доменико Трезини (1670-1734) – первым архитектором Петербурга. Среди претендентов на авторство называется и Пётр I;
  • Башня Меншикова. 'Точные' данные. Фото 2007 г.
    Башня Меншикова. "Точные" данные

  • башня Меньшикова многократно перестраивалась. Поклонник красоты башни Меншикова, специалист в области реставрации И.Э. Грабарь (1871-1960) считал, что она меняла свой облик не менее 5 раз. Один раз весьма существенно. Так что установить авторов и время появления деталей отделки сложно;
  • многие источники утверждают, что одно время в башне проходили собрания масонов. Возможно, что "множественность" источников – просто результат копирования. Как правило, масоны проводили собрания в специально оборудованных помещениях. Да и не к чему было возбуждать недовольство других прихожан.
 

Меншикова башня – любимица москвичей 

Путь к признанию был трудным:

  • начнём с того, что к неграмотному светлейшему князю-пирожнику Меншикову отношение было сдержанным;
  • башня Меншикова с высоким шпилем выглядела не по-московски. Да ещё шпиль был увенчан не крестом, а фигурой архангела;
  • на церкви поместили часы-куранты, которые раздражали не только своей стоимостью, но и навязчивостью: они играли каждый час, отбивали четверти, а в полдень их 50 колоколов звонили целых полчаса;
  • башню построили в 1707 г., а в 1710 г. светлейший переехал в Петербург, куда его назначили генерал-губернатором. Без внимания хозяина, она начала ветшать. В 1721 г. Зарудный докладывал светлейшему: "...Кровля протекает, иконостас недоделан и народ ропщет, что церковь стоит в таком запустении. Шпиц, глава и всё деревянное строение, где стоят часы, от сырости и гнили угрожают падением". В 1723 г. в шпиль ударила молния. Деревянный верх сгорел, часы с колоколами рухнули и проломили своды здания. Погибло много людей, спасавших иконы и церковную утварь.

Полуразрушенная башня простояла 50 лет. Её восстановили в 1773-1779 и в 1787 гг. по инициативе и на деньги Гавриила Захарьевича Измайлова. При реставрации вместо верхнего яруса с 30-метровым шпилем сделали округлый купол с винтовым шпилем. Убрали статуи ангелов с орудиями Страстей. Вместо них поставили... вазы. Все это сильно изменило вид башни. Ушла резкость, которую придавал ей высокий шпиль, как бы "протыкавший" небо. Она приобрела округлость форм, мягкость. Впечатление мягкости усиливалось новым шпилем, похожим на пламя свечи. И это несмотря на то, что башня осталась по-прежнему самой высокой церковью города. После реконструкции башня Меншикова стала всеобщей любимицей.

Мы практически ничего не знаем о Г.З. Измайлове. Источники упоминают, что он был из богатого рода, владел домом находившемся на месте дома Мясницкая, 19, был масоном. А между тем, после реконструкции башню Меншикова, стоит называть башней Измайлова.

Округлый купол башни Меншикова. Фото 2007 г.
Округлый купол башни Меншикова
'Пламя свечи' Меншиковой башни. Фото 2007 г.
"Пламя свечи" Меншиковой башни
Башня Меншикова. Вазы вместо ангелов. Фото 2007 г.
Башня Меншикова. Вазы вместо ангелов

В 1852 г. митрополит Филарет (1782-1867) вдруг вспомнил о масонских знаках и латинских надписях и приказал всё это уничтожить. Выполнять требование митрополита не торопились. Надписи и символы были частично заменены или сбиты только в 1863 г. Остался шпиль, похожий на пламя свечи, вазы, заменившие подгоревших белокаменных ангелов. До них добраться не смогли или не захотели. Остались фигуры над южным входом, держащие в руках свитки со стёртыми надписями...

Самые трогательные слова написал о башне младший брат Б.Л. Пастернака, Александр, который жил напротив неё, в доме Мясницкая, 21: "...когда я называю эту башню, я до сих пор испытываю порыв восторга и самых горячих чувств... Ни в каких описаниях и анализах не говорится и не запечатлено то, как изменчиво и каждый раз по-новому, но всегда одинаково потрясающе красиво выглядит эта своеобразная архитектура то ранним утром, особливо зимой, в мороз, в молочно-розовом перламутровом переливе тумана, то, в густых закатных багрово-темных лучах солнца, то в особенности, в полнолуние, когда все позолоченные детали отливают зеленовато-синими яркими блестками золота, обильно политого лунным излиянием..."

Я видел башню в зелёном закате ранней весны, и я счастлив, что это смогут увидеть другие.

 

Вокруг башни Меншикова 

Напоследок обойдём вокруг башни, и просто на неё посмотрим. "Вокруг" – некоторое преувеличение, поскольку с Востока подойти к ней нельзя. Но и трёх сторон достаточно, чтобы увидеть белые кружева её украшений, причудливые волюты у западного входа.

Южный вход Меншиковой башни. Фото 2007 г.
Южный вход Меншиковой башни
Западный вход Меншиковой башни. Фото 2007 г.
Западный вход Меншиковой башни
Южная сторона башни Меншикова. Фото 2007 г.
Южная сторона башни Меншикова

Горельеф над западным входом Меншиковой башни. Фото 2007 г.
Горельеф над западным входом Меншиковой башни

Дворик с волютой за башней Меншикова. Фото 2007 г.
Дворик с волютой за башней Меншикова

 

Пустое послание Меншиковой башни 

Слева и справа над южным входом Меншиковой башни располагаются две фигуры, которые "при ближайшем рассмотрении" производят необычное впечатление: они держат в руках пустые свитки. По-видимому, на них были надписи, неугодные митрополиту Филарету. "Реставраторы" не стали менять надписи, они просто их стёрли. И получилось...

Пустое послание башни Меншикова. Фото 2007 г.
Пустое послание башни Меншикова

Пустое послание башни Меншикова. Фото 2007 г.
Пустое послание башни Меншикова

Существует легенда, по которой Александр Македонский просил, чтобы во время похорон были видны его раскрытые ладони. Он хотел, чтобы все видели, что он уходит с "пустыми руками". И теперь люди, держащие свитки, как бы шлют нам своё "пустое послание".

Вглядитесь в лица. Кажется, что слышишь голоса людей, причастных к этому чуду: "Мы были..."

Башня Меншикова. Мы были... Фото 2007 г.
Башня Меншикова. Мы были...

 

Меншикова башня и Петропавловский собор 

Петропавловский собор. XIX в.
Петропавловский собор

Башня Меншикова послужила прототипом одного из самых известных сооружений Петербурга: колокольни Петропавловского собора. Сейчас они мало похожи. Но было время, когда обе башни имели практически одинаковые шпили с ангелами, пропорции, ярусность. На них были установлены схожие часы-куранты.

Удивительного в архитектурном сходстве ничего нет. В 1712 г. возведением Петропавловского собора руководил Доменико Трезини, который принимал участие в строительстве Меншиковой башни, а, возможно, и разрабатывал её проект. Вместе с Трезини на строительство Петербурга перевели и каменщиков. Но если Трезини стал главным архитектором Петербурга и увековечил своё имя, то каменщики просто сгинули в северных болотах.

Схожа была и судьба башен: оба шпиля сгорели от удара молнии и куранты рухнули. До восстановления башен прошли десятилетия. И здесь нет ничего удивительного. Чего ещё можно ожидать от "шпильки" высотой около 100 м без громоотвода? Ну, а что восстанавливать не торопились, так это и вовсе не удивительно.

В 1991 г. в Петропавловской крепости появился шемякинский памятник Петру I, представляющий императора в нетрадиционном виде. Соответствие памятника первоисточнику пояснялось использованием при его "лепке" "восковой персоны" и маски, сделанных Б.К. Растрелли сразу после смерти Петра. Ни самому Шемякину, ни властям, установившим памятник, почему-то было невдомёк, что правда "посмертной маски" не предназначается для постоянного всеобщего созерцания.

В связи с этим можно вспомнить историю о другом "воплощении" Петра. Полагают, Трезини знал, что Петропавловский собор будет царской усыпальницей и постарался увековечить образ Петра в шпиле Петропавловской колокольни. Он должен был напоминать о длинной фигуре Петра с узкими плечами и маленькой головой. Правда это или нет, но сходство есть.

 

Башня Меншикова на карте