Красные воротаСодержание: История Красных ворот в Москве • Где были Красные ворота • Метро "Красные ворота" • Прогулка у Красных ворот История Красных ворот в Москве
В 1753-1757 гг. построили ворота в камне в виде древнеримской трёхпролетной триумфальной арки. Разрабатывать проект и вести работы Елизавета поручила Ухтомскому. ![]() Д.В. Ухтомский. Красные ворота. Литография Жана-Батиста Арну (1788-1865) с оригинала Вивьена
Центром арки был шатёр с портретом Елизаветы. Венчала арку фигура трубящей Славы. Над боковыми пролётами, со стороны ворот, размещались многочисленные статуи, на торцах – вазы. Получилось затейливое сооружение в стиле елизаветинского барокко. Позже портрет императрицы заменили гербом, а вместо статуй поставили вазы. Первоначально Красные ворота были окрашены в белый цвет, "под мрамор", и назывались "Триумфальные ворота на Мясницкой улице у Земляного города". Но вскоре их стали называть Красными воротами. Видимо, народу понравились. Вслед за ними получила соответствующее название и площадь. В красный цвет ворота покрасили только в XIX в. ![]() Красные ворота. Вид от Мясницкого проезда
![]() Красные ворота. Вид от Садового кольца
В 1926 г. Красные ворота отреставрировали и побелили. По этому поводу появился стишок: Была белая Москва – Ещё в XIX в. делались попытки слома Красных ворот. Однако они "увенчались успехом" только в 1928 г., когда было принято решение об их сносе "ввиду узости места для проезда транспорта". Против сноса возражал Алексей Щусев. Он заявил: "Лучшие московские архитекторы согласились бы безвозмездно принять участие в конкурсе на перепланировку площади с сохранением Красных ворот... Красные ворота после перепланировки площади ни в коем случае не будут мешать движению". Игорь Грабарь предлагал продать ворота в США. Но ему отказали – символ самодержавия. Зря восстановили цвет. Красные ворота имели бы больше шансов выжить. Где были Красные воротаКрасные ворота стояли на Садовом кольце, а его пролёты смотрели на Мясницкий проезд и Новую Басманную улицу. На средней фотографии, сделанной в 1932 г. уже после слома Красных ворот, проезд находится в левой верхней четверти. Вправо-вверх уходит Садовая-Спасская улица. Вдали видна Сухарева башня. Кстати, напротив Красных ворот, на внешней стороне кольца начинается Каланчёвская улица, по которой ездили в Красное село. Сейчас на месте села метро "Красносельская". Возможно, это обстоятельство определило название ворот. Метро "Красные ворота"История Красных ворот на этом не закончилась. Память о них сохранилась в наземном вестибюле метро, который многие считают Красными воротами, давшими название площади. Наземный вестибюль метро начинается завораживающей конструкцией из четырёх вложенных друг в друга арок и продолжается уходящим в землю наклонным цилиндрическим сводом. Можно сказать, архитектор "собрал" вестибюль из кусков тоннеля. При строительстве снесли дом по адресу Мясницкий проезд, 6. На фотографии "Где были Красные ворота" он слева. Метро "Красные ворота" открыли 15 мая 1935 г. Автор проекта наземного вестибюля – архитектор-конструктивист Н.А. Ладовский. К сожалению, его имя не упоминается на памятной доске, висящей справа от входа. В 1938 г. на Всемирной выставке в Париже проект метро "Красные ворота" получил Гран-при. Прогулка у Красных ворот
Красные ворота на карте ►. |
© Моя Москва, 2004-2023
|
|
Почта: info@mmsk.ru |