Тютчев о России: "Умом Россию не понять"

Содержание: Умом Россию не понятьНад этой тёмною толпойЭти бедные селеньяПророчествоНе богу ты служил и не РоссииНапрасный трудСлавянамДа, вы сдержали ваше словоЧёрное море

 

Умом Россию не понять 

Стихотворение "Умом Россию не понять" Тютчев написал 28 ноября 1866 г. Впервые опубликовано в 1868 г.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

  • И.С. Аксаков писал, что "любовь к России, вера в её будущее, убеждение в её верховном историческом призвании владели Тютчевым могущественно, упорно, безраздельно, с самых ранних лет и до последнего издыхания".
  • Тютчев воспринимал революцию как "нравственный факт общественной совести, обличающий внутреннее настроение человеческого духа и оскудение веры в Западной Европе". В статье "Россия и революция", написанной в 1848 г., он сравнивал Россию с всплывающим над "громадным крушением Западных царств" "святым ковчегом".

Стихотворение "Умом Россию не понять" читает:

Михаил Козаков

Вариации на тему "Умом Россию не понять". Едва ли музыка тютчевского четверостишия кого-то оставила равнодушным. Это – одна из вершин русской поэзии. Но вот, музыка отзвучала, и появляются мысли. У некоторых в стихах:

Давно уже пора начать
Умом Россию понимать
И прекратить наивный бред –
России в этом только вред.
Ну, как же так, Россию-мать
Умом не вышли понимать!
Когда очнёмся мы от бреда,
Что наша участь – только вера?

Ничего привлекательного, а тем более, романтичного, в сочетании непонимания и веры нет. В одном из рассказов Бунин написал: "Из русского народа, как из дуба, выходит и икона, и дубина". Почти тысячу лет из него делали икону, а в 1917 г. оказалось, что получилась дубина. Ну, а про "особую стать" в "Дубинушке" сказано:

Англичанин-мудрец, чтоб работе помочь,
Изобрёл за машиной машину.
А наш русский мужик, коль работать невмочь,
Он затянет родную дубину.

Всё-таки надо понимать Россию, чтобы в очередной раз народ-богоносец не разочаровал верящих в него.

 

Над этой тёмною толпой 

Стихотворение "Над этой тёмною толпой" написано 15 августа 1857 г. под впечатлением от поездки в окрестностях Овстуга. Тогда же Тютчев написал о судьбе крестьян в связи с предстоящей реформой 1861 г.: "Власть в России на деле безбожна, ибо неминуемо становишься безбожным, если не признаёшь существования живого непреложного закона, стоящего выше нашего мнимого права, которое по большей части есть не что иное, как скрытый произвол. Вот почему мне кажется неизбежным, что в продолжение первого времени, по крайней мере, истинное значение задуманной реформы сведётся к тому, что произвол в действительности более деспотический, ибо он будет облечён во внешние формы законности, заменит собою произвол отвратительный, конечно, но гораздо более простодушный и, в конце концов, быть может, менее растлевающий".

Над этой тёмною толпой
Непробуждённого народа
Взойдёшь ли ты когда, свобода,
Блеснёт ли луч твой золотой?..
Блеснёт твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы...
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, –
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа...

Последнее четверостишие с надеждой в чудесное спасение – крик отчаяния. Потому и стоит многоточие.

Стихотворение читает Александр Кутепов:

Над этой тёмною толпой

 

Эти бедные селенья 

Стихотворение "Эти бедные селенья" написано 13 августа 1855 г.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймёт и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удручённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
  • И.И. Панаев – издатель демократического "Современника" – летом 1857 г. писал либералу И.С. Тургеневу: "Не правда ли, это вещь, глубоко захватывающая за сердце? Вот такие стихотворения печатать приятно".
  • Священник Иоанн Филевский по поводу стихотворения написал: "Народ русский – это духовное олицетворение святости Христовой, смирения и страданий. Как умилительна и бессмертна эта тема и этот идеал христианской религиозности нашего великого народа в путях и опытах всечеловеческой радости и всеобщего успокоения".
  • Консерватор А.А. Фет сдержанно заметил: "Стихотворение 'Эти бедные селенья' нельзя назвать современным. Оно точно так же было бы современным за две тысячи лет, как, вероятно, и будет ещё на неопределенное время". Кстати, он купил в степи бедный хутор, который за семнадцать лет превратил в образцовое хозяйство.
  • Монархист А.К. Толстой, в 1869 г. написал ответ на "Эти бедные селенья", который заканчивался словами:

    Мы беспечны, мы ленивы,
    Всё у нас из рук валится,
    И к тому ж мы терпеливы –
    Этим нечего хвалиться!

 

Пророчество 

Стихотворение "Пророчество" написано 1 марта 1850 г.

Николай I. Портрет работы К.Я. Афанасьева, 1852 г.
Николай I, 1852 г.


Не гул молвы прошёл в народе,
Весть родилась не в нашем роде –
То древний глас, то свыше глас:
"Четвёртый век уж на исходе, –
Свершится он – и грянет час!"

И своды древние Софии,
В возобновлённой Византии,
Вновь осенят Христов алтарь.
Пади пред ним, о царь России, –
И встань как всеславянский царь!

Стихотворение "Пророчество" впервые опубликовано в 1854 г. в мартовском выпуске "Современника". Незадолго до этого началась Крымская война: 4 октября 1853 г. России объявила войну Турция, а 15 марта 1854 г. – Великобритания и Франция.

Тютчев, считал православную Россию преемницей Византийской империи, а наступивший в 1853 г., 400-летний юбилей её падения, хорошим поводом для захвата Стамбула и водружения над мечетью ай-Софья православного креста. В связи с этим он призывал Николая I стать "всеславянским царем". Пророчество не оправдалось: Севастополь пал, и Россия на 15 лет была ограничена в правах на действия в Чёрном море. Раздражённый прорицатель написал на Николая I эпиграмму "Не богу ты служил и не России".

 

Не богу ты служил и не России 

Стихотворение "Не богу ты служил и не России", написанное в 1855 г., является эпиграммой на Николая I. Впервые опубликовано в журнале "Былое" в 1922 г. Долгое время существование эпиграммы поддерживалось только семейной традицией. Пока внуки поэта не нашли альбома своей тётки, Марии Фёдоровны Бирилёвой. Автограф найти не удалось. Эрнестина Тютчева "весьма смущалась самим фактом существования такого документа". Возможно, его уничтожили.

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, –
Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Единого мнения, что послужило поводом для написания эпиграммы нет:

  • Г.И. Чулков считает, что стих "Не богу ты служил и не России" – эпиграмма-эпитафия Николаю I, умершему 18 февраля 1855 г.
  • К.В. Пигарев, уверен, что эпиграмма – реакция на падение Севастополя в августе 1855 г., которое показало несостоятельность политики Николая I.

А начиналось с верноподданнического "Пророчества".

 

Напрасный труд 

Стихотворение "Напрасный труд" написано в мае 1867 г. Опубликовано в 1868 г.

По словам И.С. Аксакова, "ничто не раздражало" Тютчева "в такой мере, как скудость национального понимания в высших сферах, правительственных и общественных, как высокомерное, невежественное пренебрежение к правам и интересам русской народности. Его ирония, обыкновенно необидная, становилась едкою; он сыпал сарказмами".

Напрасный труд – нет, их не вразумишь.
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация – для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

М.П. Погодин стихотворение "Напрасный труд" назвал "меткой эпиграммой для наших самозванцев прогрессистов".

 

Славянам 

Стихотворение "Славянам" написано 11-16 мая 1867 г. У стихотворения эпиграф – Man muss die Slaven an die Mauer drucken – "Славян должно прижать к стене" (нем.).

Они кричат, они грозятся:
"Вот к стенке мы славян прижмём!"
Ну, как бы им не оборваться
В задорном натиске своём!

Да, стенка есть – стена большая, –
И вас не трудно к ней прижать.
Да польза-то для них какая?
Вот, вот что трудно угадать.

Ужасно та стена упруга,
Хоть и гранитная скала, –
Шестую часть земного круга
Она давно уж обошла...

Её не раз и штурмовали –
Кой-где сорвали камня три,
Но напоследок отступали
С разбитым лбом богатыри...
Стоит она, как и стояла,
Твердыней смотрит боевой:
Она не то чтоб угрожала,
Но... каждый камень в ней живой.

Так пусть же бешеным напором
Теснят вас немцы и прижмут
К её бойницам и затворам, –
Посмотрим, что они возьмут!

Как ни бесись вражда слепая,
Как ни грози вам буйство их, –
Не выдаст вас стена родная,
Не оттолкнёт она своих.

Она расступится пред вами
И, как живой для вас оплот,
Меж вами станет и врагами
И к ним поближе подойдёт.

Стихотворение "Славянам" Тютчев написал "на случай" и называл "довольно ничтожными стихами". Поводом был приезд в Москву в 1867 г. делегации славян из Австро-Венгрии. Эпиграфом взяты слова австрийского министра иностранных дел гр. Фридриха Фердинанда фон-Бейста (1809-1886), который проводил политику подавления славянских народностей Австро-Венгрии.

Тютчев считал, что "немецкий гнёт... истекает из той мысли, что преобладание немца над славянином – право естественное. Отсюда неразрешимое недоразумение и вечная ненависть". И ещё:

  • "Австрия – по существу своему – есть и не может не быть федеративным государством... самое её существование немыслимо вне этого условия. Мы нисколько не обязаны признавать Австрию исключительно немецкою или мадьярскою державою, – для нас она, по преимуществу, славянская, и желанием, чтобы славянскому большинству принадлежала подобающая ему в судьбах Австрии доля влияния, мы свидетельствуем о желании установить и упрочить с этою державою самые дружественные отношения".
  • "Можно с уверенностью сказать, что, когда настанет день великой битвы, Россия не предаст Прагу".

Кстати, о Праге. В 1918 г. образовалась Чехословацкая Республика. В 1990 г., освободившись от "коммунистического ига", она стала Чехословацкой Федеративной Республикой. Процесс "освобождения" на этом не закончился. Тут же возник спор, писать название республики слитно – Чехословакия, или через дефис – Чехо-Словакия. В результате с 29 марта 1990 г. официальным названием стало "Чешская и Словацкая Федеративная Республика" (ЧСФР). Однако стремление посткоммунистических элит к абсолютной свободе привело 1 января 1993 к распаду государства на Чехию и Словакию.

История вынесла приговор идее славянофилов объединить славян, в том числе и западных, под эгидой православной России.

 

Да, вы сдержали ваше слово 

Стихотворение "Да, вы сдержали ваше слово" написано в ноябре - начале декабря 1870 г. Обращено к князю А.М. Горчакову.

А.М. Горчаков. Портрет работы Е.И. Ботмана, 1874 г.
А.М. Горчаков, 1874 г.


Да, вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля.

И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.

Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку Архимеда
Умел сыскать в себе самом, –


Кто, полный бодрого терпенья,
Расчёт с отвагой совмещал –
То сдерживал свои стремленья,
То своевременно дерзал.

Но кончено ль противоборство?
И как могучий ваш рычаг
Осилит в умниках упорство
И бессознательность в глупцах?

3 ноября 1870 г. была обнародована декларация государственного канцлера князя А.М. Горчакова о расторжении 14-й статьи Парижского мирного договора 1856 г., ограничивавшей права России на Чёрном море. Декларация вызвала резкое недовольство Англии, Австро-Венгрии, Пруссии, Франции и Италии. Однако Горчаков выбрал для её опубликования момент, когда Франция была разгромлена Пруссией, но мир между ними ещё не был заключен, и Пруссия была заинтересована в нейтралитете России. Поэтому попытка Англии образовать коалицию против России не удалась.

 

Чёрное море 

Стихотворение "Чёрное море" написано в начале марта 1871 г.

Пятнадцать лет с тех пор минуло,
Прошёл событий целый ряд,
Но вера нас не обманула –
И севастопольского гула
Последний слышим мы раскат.

Удар последний и громовый,
Он грянул вдруг, животворя;
Последнее в борьбе суровой
Теперь лишь высказано слово;
То слово – русского царя.

И всё, что было так недавно
Враждой воздвигнуто слепой,
Так нагло, так самоуправно,
Пред честностью его державной
Всё рушилось само собой.

И вот: свободная стихия, –
Сказал бы наш поэт родной, –
Шумишь ты, как во дни былые,
И катишь волны голубые,
И блещешь гордою красой!..
Пятнадцать лет тебя держало
Насилье в западном плену;
Ты не сдавалась и роптала,
Но час пробил – насилье пало:
Оно пошло как ключ ко дну.

Опять зовёт и к делу нудит
Родную Русь твоя волна,
И к распре той, что бог рассудит,
Великий Севастополь будит
От заколдованного сна.

И то, что ты во время оно
От бранных скрыла непогод
В своё сочувственное лоно,
Отдашь ты нам – и без урона –
Бессмертный черноморский флот.

Да, в сердце русского народа
Святиться будет этот день, –
Он – наша внешняя свобода,
Он Петропавловского свода
Осветит гробовую сень...

Тема Чёрного моря затронута также в стихотворении "Да, вы сдержали ваше слово".

 

Другие стихи Тютчева.