Гиршман Генриетта Леопольдовна

Содержание: "Самая красивая дама Москвы"Генриетта Гиршман и Валентин СеровПосле 1917-гоГиршман в Москве

 

"Самая красивая дама Москвы" 

Г.Л. Гиршман. Портрет работы К.А. Сомова, 1910-1911 гг.
Г.Л. Гиршман, 1911 г.
Художник К.А. Сомов

Генриетту Гиршман называли первой красавицей Петербурга и Москвы, ею восхищались художники, писатели и композиторы.

Генриетта Леон родилась в Петербурге. Её мать закончила Берлинскую консерваторию по классу рояля, отец занимался экспортом зерна. Родители собирали картины. После получения аттестата зрелости Генриетта два года изучала языки, музыку и живопись в Дрездене. Потом, по совету Репина, поступила в художественную студию О.Э. Браза. В их доме часто устраивались вечера, звучала музыка.

В 1903 г. Генриетта вышла замуж за купца 1-й гильдии потомственного почётного гражданина Владимира Осиповича Гиршмана (1867-1936) и переехала в Москву. Владимир Осипович владел заводом по производству швейных иголок и собирал современную русскую живопись и антикварную мебель. Особенно ценил работы Валентина Серова и Константина Сомова. Не случайно именно они нарисовали лучшие портреты Генриетты.

Об этом браке А.Н. Бенуа вспоминал: "Принято было недоумевать, как такая очаровательная женщина, такая красавица – 'самая красивая дама Москвы', как Генриетта Леопольдовна 'могла выносить' такого совсем неподходящего мужа. На самом же деле они являли собой образцовую, тесно связанную пару и как будто друг другом не тяготились вовсе". Сама Гиршман вспоминала: "Постепенно я стала принимать самое деятельное участие в выборе и покупках картин, стала ездить на выставки, большею частию, до открытия, увлеклась исканиями мужа и вынуждена была бросить свои занятия живописью".

В особняке Гиршманов у Красных ворот бывали многие представители "серебряного века". В альбомах Генриетты стихи, рисунки, автографы, даже признания в любви. Среди авторов Брюсов, Серов, Горький, Рахманинов, Шаляпин, Станиславский. Кстати, коллекция Гиршманов не была спрятана от посетителей. Она входила в путеводители, и, с разрешения хозяина, её можно было посмотреть.

 

Генриетта Гиршман и Валентин Серов 

Многие добивались чести иметь портрет кисти Валентина Серова, но многие и "боялись его всевидящего глаза". Генриетта Гиршман не боялась. Она знала, что Серов был в неё влюблен. В 1904-1911 гг. она заказала ему, по крайней мере, пять портретов.

Г.Л. Гиршман. Портрет работы В.А. Серова, 1906 г.
Генриетта Гиршман, 1906 г.

Портрет "У зеркала" поражает контрастом обстановки будуара с "нездешностью" Генриетты. Она только приехала или собирается уехать. Впечатление усиливается отражением художника в зеркале, видящего свою модель сразу со всех сторон.

'У зеркала'. Г.Л. Гиршман. Портрет работы В.А. Серова, 1907 г.
"У зеркала". Г.Л. Гиршман, 1907 г.

Последний портрет связан с двумя трагедиями. Он начат в 1910 г. после гибели ребёнка Генриетты. Создание портрета близким человеком помогал пережить горе. Он не закончен из-за смерти художника.

Г.Л. Гиршман. Портрет работы В.А. Серова, 1911 г.
Генриетта Гиршман, 1911 г.

 

После 1917-го 

После Февральской революции Гиршман вошёл в "Союз деятелей московских художественных хранилищ", целью которого было создание институтов музееведения. Связано это было с попыткой сохранить для России культурные ценности: при Керенском "увозили целыми поездами обстановку, картины, скульптуры, драгоценности".

В 1918 г. ему удалось разместить в своём особняке хранилище Музейного фонда, но в начале 1919 г. коллекцию национализировали, и летом 1920 г. картины передали в Румянцевский музей, откуда в 1924 г. они попали в Третьяковскую галерею. Коллекцию мебели постигла такая же судьба. Вначале в особняке открыли Музей мебели, а потом передали экспонаты в Александринский дворец в Нескучном саду. В 1926 г. мебель частично ушла в музеи, а частично – попала в учреждения.

В декабре 1922 г. Станиславский написал в альбом Генриетты: "Ваша роль в русском искусстве значительна. Для того, чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты. Вы с мужем взяли на себя эту трудную роль и несли её много лет талантливо и умело. Спасибо вам обоим. История скажет о вас то, что не сумели сказать современники. Пусть сознание исполненного красивого дела облегчает вам посланное всем нам испытание. Душевно преданный и любящий вас К. Станиславский".

Вскоре Гиршманы уехали в Париж, где открыли художественный салон. В кризис 1930-х гг. спрос на антиквариат упал, и салон стал книжной лавкой. В ней они проводили выставки художников-эмигрантов. Заказывать картины или покупать их, как прежде, они не могли, и выставки не только помогали существованию лавки, но и были своеобразной помощью художникам.

После смерти мужа Генриетта осталась с двумя детьми. Сначала она поддерживала магазин, работала в приюте для детей эмигрантов. Потом уехала в Америку. Некоторое время работала секретарём у дирижёра Бостонского оркестра Сергея Кусевицкого, с которым была знакома с московских времён. Потом сотрудничала с одним из нью-йоркских музыкальных издательств.

 

Гиршман в Москве