Духовная консистория

Содержание: Консистория - что означает слово и что она делалаВоспоминание о Духовной консистории
Живой труп – случай из жизниПьеса "Живой труп"Фильм "Живой труп"

 

Консистория - что означает слово и что она делала 

Слово "Консистория" латинского происхождения и означает "место собрания" или "совет".

В документах Православной церкви оно впервые появилось в 1722 г., когда была образована Московская консистория. Многочисленные учреждения по управлению епархиями при архиереях выполняли схожие функции, но назывались по-разному. Это недоразумение устранили в 1744 г., введя для них единое название: Духовная консистория.

В 1838 г. унификацию продолжили: к единому названию добавили единый "Устав". Утвердили его, правда, только в 1841 г.

Устав регламентировал структуру Консистории и её функции, как управляющего и судебного органа. Наряду с решением чисто церковных вопросов, Консистория ведала делами о браках:

  • "о расторжении браков за нарушением святости брака прелюбодеянием, по неспособности к брачному сожительству, за лишением одного из супругов всех прав состояния и по безвестному отсутствию";
  • "об удостоверении действительности события браков и рождения от законных браков".
 

Воспоминание о Духовной консистории 

Консистория! Слово, теперь непонятное для большинства читателей. Попал чёрт в невод и в испуге вскрикнул: "Не в консистории ли я?!" Была такая поговорка, характеризовавшая это учреждение.

А представляло оно собой местное церковное управление из крупных духовных чинов – совет, и мелких чиновников, которыми верховодил секретарь – главная сила, которая влияла и на совет. Секретарь – это всё.

Чиновники получали грошовое жалованье и существовали исключительно взятками. Это делалось совершенно открыто. Сельские священники возили на квартиры чиновников взятки возами, в виде муки и живности, а московские платили наличными. Взятки давали дьяконы, дьячки, пономари и окончившие академию или семинарию студенты, которым давали места священников.

Московская Духовная консистория владела большим куском земли по Мясницкой – от Фуркасовского переулка до Лубянской площади. Она помещалась в двухэтажном здании казарменного типа, и при ней был большой сад. Потом дом этот был сломан, выстроен новый, ныне существующий, № 3, но и в новом доме взятки брали по-старому.

Мясницкая улица, дом 3. Московская консистория. Фото 2005 г.
Мясницкая улица, дом 3. Московская консистория

Сюда являлось на поклон духовенство, здесь судили провинившихся, здесь заканчивались бракоразводные дела, требовавшие огромных взяток и подкупных свидетелей, которые для уличения в неверности того или другого супруга, что было необходимо по старому закону при разводе, рассказывали суду, состоявшему из седых архиереев, все мельчайшие подробности физической измены, чему свидетелями будто бы они были. Суду было мало того доказательства, что изменившего супружеской верности застали в кровати; требовались ещё такие подробности, которые никогда ни одно третье лицо не может видеть, но свидетели "видели" и с пафосом рассказывали, а судьи смаковали и "судили".

Выше консистории был Святейший синод. Он находился в Петербурге в здании под арками, равно как и Правительствующий сенат, тоже в здании под арками. Отсюда ходила шутка: "Слепейший синод и грабительствующий сенат живут подарками".

В.А. Гиляровский. "Москва и москвичи"

 

Живой труп – случай из жизни 

Название "Живой труп" больше всего подходит какому-нибудь современному фильму ужасов. На самом деле, это – классическая драма, написанная Л.Н. Толстым в 1900 г.

В основе пьесы – реальный случай из судебной практики. В 1895 г. Духовная консистория отказала в разводе Екатерине и Николаю Гимер, посчитав, что фактический распад семьи, алкоголизм мужа и согласие обеих сторон на развод – недостаточные для этого причины. Тогда решили инсценировать самоубийство Николая Гимера. Обман раскрылся: бывший муж после неудачной попытки шантажа жены рассказал всё в полиции.

Решение суда было суровым: ссылка на семь лет в Енисейскую губернию, 12 лет не выезжать за пределы Сибири и запрет на проживание в обеих столицах. Благодаря хлопотам адвоката А.Ф. Кони последовало высочайшее соизволение ограничиться годом тюрьмы. Екатерину Гимер освободили через три месяца.

 

Пьеса "Живой труп" 

Пьеса Толстого "Живой труп" увидела свет только после смерти автора. Говорят, что он обещал сыну Екатерины Гимер не усложнять жизнь несчастной женщины пока жив.

Герои пьесы Фёдор и Елизавета Протасовы столкнулись с той же проблемой: как получить развод.

Фёдор Протасов, соглашаясь с разводом, не находит в себе сил обратиться в Консисторию. Не желая "...лгать, играть гнусную комедию, давая взятки в консистории...", он имитирует самоубийство. Обман, как и в реальном случае, раскрывается. Правда, вопреки Протасову.

Фёдор Протасов так охарактиризовал ситуацию, обращаясь к следователю: "Живут три человека: я, он, она. Между ними сложные отношения, борьба добра со злом, такая духовная борьба, о которой вы понятия не имеете. Борьба эта кончается известным положением, которое всё развязывает. Все успокоены. Они счастливы – любят память обо мне. Я в своём падении счастлив тем, что я сделал, что должно, что я, негодный, ушёл из жизни, чтобы не мешать тем, кто полон жизни и хороши. И мы все живём. Вдруг является негодяй, шантажист, который требует от меня участия в шантаже. Я прогоняю его. Он идёт к вам, к борцу за правосудие, к охранителю нравственности. И вы, получая двадцатого числа по двугривенному за пакость, надеваете мундир и с лёгким духом куражитесь над ними, над людьми, которых вы мизинца не стоите, которые вас к себе в переднюю не пустят. Но вы добрались и рады..."

О том, что их ожидало, Фёдору Протасову сказал адвокат Петрушин:

Федя:

Петрушин:

Федя:

Петрушин:

Федя:

Петрушин:

Федя:


Петрушин:
Вы только мне скажите: в худшем случае что может быть?

Я уже говорил вам: в худшем случае ссылка в Сибирь.

То есть кого ссылка?

И вас, и вашей жены.

А в лучшем?

Церковное покаяние и, разумеется, расторжение второго брака.

То есть они опять меня свяжут с ней, то есть её со мной?
И другого не может быть решения?

Никакого другого.

Фёдор Протасов застрелился в коридоре суда.

 

Фильм "Живой труп" 

В 1911-1987 гг. вышло около десятка экранизаций пьесы "Живой труп". Пожалуй, лучшая из них – фильм "Живой труп", выпущенный в 1968 г. на студии "Ленфильм". Автор сценария и режиссер-постановщик: Владимир Венгеров. В ролях: Алексей Баталов (Фёдор Протасов), Алла Демидова (жена Фёдора Протасова), Олег Басилашвили (Виктор Каренин), Светлана Тома (цыганка Маша).

Фильм 'Живой труп'. Протасов и Маша
Фильм "Живой труп". Протасов и Маша

Фильм 'Живой труп'. Фёдор Протасов
Фильм "Живой труп". Фёдор Протасов

Фильм 'Живой труп'. Фёдор Протасов, Виктор Каренин и жена Протасова
Фильм "Живой труп". Фёдор Протасов, Виктор Каренин и жена Протасова

В фильме великолепное исполнение цыганских песен. Заслушаются даже те, кто к ним равнодушен. За Светлану Тома пела Соня Тимофеева. Фильм "Живой труп" с Баталовым и Тома стоит смотреть. Правда, он тяжёлый, не для развлечения.

Фильм 'Живой труп'. Маша
Фильм "Живой труп". Маша

Фильм 'Живой труп'. Фёдор Протасов
Фильм "Живой труп". Фёдор Протасов

Фильм 'Живой труп'. Виктор Каренин и жена Протасова
Фильм "Живой труп". Виктор Каренин и жена Протасова

 

Ещё о Консистории 

Между балом и консисторией