Садовая-Черногрязская, 8. Дом Станиславского

Содержание: Садовая-Черногрязская, 8. Дом СтаниславскогоСадовая-Черногрязская, 8. Дом-конструктивистК.С. Станиславский

 

Садовая-Черногрязская, 8. Дом Станиславского

Садовая-Черногрязская, 8/23 – дом Станиславского на Садовой, "Театральный флигель" усадьбы матери К.С. Станиславского, Елизаветы Васильевны Алексеевой, построенный в 1880 г. по проекту А.А. Никифорова.

Садовая-Черногрязская, 8 / Б. Харитоньевский, 23. Дом Станиславского. Фото 2005 г.
Садовая-Черногрязская, 8 / Б. Харитоньевский, 23. Дом Станиславского

На втором этаже "Театрального флигеля" был устроен зал со сценой, в котором в 1883-1888 гг. устраивались спектакли "Алексеевского драматического кружка". В 1898 г. кружок стал одной из частей создававшегося МХАТа.

В 1908 г. наследники Е.В. Алексеевой, выполняя её волю, продали усадьбу мануфактур-советнику Н.И. Прохорову.

После переворота 1917 г. в бывшем доме Станиславского открыли небольшой кинотеатр "Ривьера". Потом он использовался, как простая столовая, а в 1982 г. в особнячке, теперь он остался один, открыли ресторан югославской кухни "Дубровник".

С 2006 г. в здании находится клуб "Music Town", в котором звучит только "живая музыка", проходят концерты российских и зарубежных исполнителей. Девиз клуба: "В этом уголке Москвы попсы не будет!" Сегодня "Music Town" – это несколько концертных залов, расположенных на 2-х этажах, с новейшим музыкальным и световым оборудованием.

 

Садовая-Черногрязская, 8. Дом-конструктивист

Садовая-Черногрязская, 8 – конструктивистская коробка, построенная на рубеже 1920-1930 гг. Размещалось в ней Министерство топливной промышленности.

Садовая-Черногрязская, 8. Фото 2005 г.
Садовая-Черногрязская, 8

Здание стоит на месте главного дома усадьбы потомственного почётного гражданина, фабриканта Сергея Владимировича Алексеева. Усадьба была куплена в 1863 г., в год рождения сына, ставшего потом К.С. Станиславским.

Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) прожил здесь 40 лет.

 

Станиславский Константин Сергеевич

Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938) – режиссёр, актёр и педагог. С 1936 г. народный артист СССР. Лауреат Сталинской премии СССР 1942 и 1943 гг. Станиславский – псевдоним. Настоящая фамилия – Алексеев.

Содержание: Режиссёр Константин СтаниславскийСтаниславский и Немировича-ДанченкоСтаниславский в Москве

 

Режиссёр Константин Станиславский

К.С. Станиславский. Фото 1912 г.
Константин Станиславский, 1912 г.

Константин Станиславский родился в Москве, в семье известного промышленника Сергея Владимировича Алексеева (1836-1893) и Елизаветы Васильевна Алексеевой (1841-1904) 5 января (17 января) 1863 г. Конечно, настоящей фамилией Константина была Алексеев.

Театральный псевдоним "Станиславский" он взял в январе 1885 г. в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, чтобы "не позорить семью". Кстати мать Станиславского была дочерью богатого владельца каменоломен в Финляндии Василия Абрамовича Яковлева и французской артистки, приехавшей на гастроли в Россию, Мари Варлей.

Большую часть жизни Станиславский провёл в доме на Садовой-Черногрязской, 8, который купили его родители в год рождения сына.

Сначала была учёба в нелюбимой гимназии. Потом – скучная служба на фирме отца, где он аккуратно вёл торговые дела и, став одним из директоров компании по изготовлению золотой и серебряной проволоки для ткани, остался на этой должности до 1917 г.

Но рядом был домашний театр, определивший главное дело жизни К.С. Станиславского.

В 1898 г. Станиславский совместно В.И. Немировичем-Данченко (1858-1943) создал Художественно-общедоступный театр для демократического зрителя. За "общедоступную художественность" предложили платить городу, но он отказался. Тогда нашли богатых пайщиков, и в 1901 г. театр стал просто Художественным, видимо, в отличие от других театров. Впервые театр принадлежал не труппе, а пайщикам, главными из которых были основатели и те, кто давал больше денег на его содержание.

Первоначально Константин Станиславский был режиссёром и актёром. На Немировича-Данченко, помимо режиссуры, возлагались организационные вопросы и репертуар.

Немирович-Данченко Владимир Иванович
Владимир Немирович-Данченко

По мнению Немировича-Данченко, театр должен был иметь широкое просветительное значение, а не быть маленькой мастерской, "работающей для забавы сытых людей".

Немировичу-Данченко принадлежит заслуга внедрения в театральную практику "жизнеутверждающей" драматургии Чехова. Именно он после провала "Чайки" в Петербурге уговорил Чехова согласиться на её постановку в МХТ. Триумфальная премьера состоялась 17 декабря 1898 г. За ней последовали "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901), "Вишнёвый сад" (1904).

Ещё одним достижением театра стала премьера спектакля "На дне" 18 декабря 1902 г. "Публика неистовствовала, лезла на рампу, гудела" – она услышала, что: "Человек – это звучит гордо!" Горький подарил Немировичу-Данченко экземпляр пьесы с надписью: "Половиной успеха этой пьесы я обязан Вашему уму и таланту, товарищ!" В товарищах они проходили недолго. Гордый Максим Горький обиделся после того, как Немирович-Данченко не принял "поверхностностную и политизированную" пьесу "Дачники" (1904).

В 1913 г. театр поставил пьесу по роману Достоевского "Бесы", чем вызвал отповедь Горького. Пролетарский писатель "с максимально горьким" псевдонимом указал театру о нетерпимости к тем, кто склонен "упиваться страданием". На самом деле, буревестник революции был просто на стороне бесов.

Созданию театра предшествовала встреча К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко 22 июня 1897 г. в ресторане "Славянский базар", на которой они решили организовать театр. Восемнадцатичасовые переговоры прошли при полном взаимопонимании. По воспоминаниям Немировича-Данченко, "они ни разу не заспорили, их программы или сливались, или дополняли одна другую". Но это только в первую встречу.

 

Станиславский и Немирович-Данченко

Вскоре начала сказываться разность темпераментов, стилей проведения репетиций, трудность распределения ролей. Если первые два момента можно считать мелочами, то последний – был весьма болезненным. На роль ведущих актрис претендовали жена Станиславского Мария Лилина (1866-1943) и любимая ученица Немировича-Данченко Ольга Книппер. Была ещё серьёзная претендентка Мария Андреева – любовница главного спонсора Саввы Мамонтова и одного из главных драматургов Максима Горького. Да и в мелочах Станиславский и Немирович-Данченко уступать друг другу не хотели.

Разногласия проявились в 1902 г. при работе режиссёров над спектаклем "На дне". В 1906 г. они отказались от совместных постановок. По словам Станиславского, каждый из них "имел свой стол, свою пьесу, свою постановку". Художественный театр превратился в театр драмы и комедии. Драма заключалась в том, что новаторство театра постепенно стало рутиной, а комедия – в том, что отцы-основатели не разговаривали и потому решать проблемы не могли.

Конечно, периоды общения были, но какие-то безрадостные. Так, весной 1917 г. режиссёр спектакля "Село Степанчиково и его обитатели" Немирович-Данченко снял с роли актёра Станиславского.

После октября добавились сложности с репертуаром, новым зрителем. Появились обвинения в игнорировании требований времени, на которые Станиславский отвечал, что они "понемногу стали понимать эпоху". Понимание действительно шло "понемногу".

В 1919 г. Константин Сергеевич Станиславский создал Оперную студию Большого театра, а Немирович-Данченко – Музыкальную студию МХТ. В каком-то смысле музыкальный театр казался безопаснее. А опасаться было чего. В 1919 г. на квартире Немировича-Данченко был обыск. Его не арестовали, не застав дома. Потом распоряжение об аресте отменили. В 1921 г. уехал из России старший брат, Василий Немирович-Данченко (1848-1936), не принявший власти большевиков. Ещё раньше, в октябре 1920 г., из Севастополя эмигрировал сын Георгий (1889-1939), участвовавший в белом движении. Но всё как-то обошлось. В 1923 г. Немировичу-Данченко присвоили звание народного артиста РСФСР, а в 1936 – народного артиста СССР.

В 1922 г. Станиславский с частью труппы МХАТа на два года уехал на гастроли за границу. Там МХАТ с его классикой принимали лучше, чем в Москве. Часть гастролёров решила остаться в США.

Немирович-Данченко в отсутствие Станиславского старался обновить репертуар и труппу. В свою очередь, в 1925 г., он тоже поехал на гастроли, а реорганизацию, как он её понимал, продолжил вернувшийся Станиславский.

В США Немирович-Данченко узнал, что его Музыкальному театру отказали в помещении МХАТа. Он обиделся и заключил контракт с Голливудом. Видимо, это была неудачная попытка остаться в США. Его хвалили, слушали, восхищались, но ни одного сценария не приняли. В январе 1928 г. он вернулся в Москву со словами: "Творить можно только в России, продавать надо в Америке, а отдыхать в Европе". В Америке он больше не был. Творил в России и отдыхал в Европе. У него было право свободного выезда за границу несмотря на то, что половина труппы не вернулась, как и его знакомые, которым он выхлопотал визы.

Осенью у Станиславского случился приступ на праздновании юбилея МХАТА. Он полностью устранился из жизни театра. Директором и художественным руководителем стал Владимир Немирович-Данченко. Станиславский сосредоточился на завершении своей системы, первый том которой "Работы актёра над собой" он успел отправить в печать.

В 1932 г. во МХАТ "вернулся" Горький, которого начали везде "внедрять" после привоза из Италии. Театру присвоили имя писателя, что обязывало ставить его пьесы. Как из рога изобилия посыпались шедевры соцреализма: "В людях", "Егор Булычёв и другие", "Враги". За постановку "Врагов" театр взялся по настоянию Сталина. В 1935 г. этот спектакль признали эталоном социалистического реализма.

Константин Сергеевич Станиславский умер 7 августа 1938 г.

По иронии судьбы Художественный театр, который Станиславский и Немирович-Данченко создали вместе, в конце концов распался, не сохранив в названиях их имён. В 1987 г. образовались МХАТ имени Горького и МХАТ имени Чехова. Музыкальные театры, созданные поврозь, объединили в 1941 г. в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко.

 

Станиславский в Москве

  • Армянский, 2. В гимназии при Лазаревском институте восточных языков Константин Алексеев доучился до шестого класса и в 1881 г., с трудом освоив латынь и математику, ушёл, уговорив отца забрать документы.
  • Дмитровка Б., 17. Московский академический Музыкальный театр имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко.
  • Камергерский, 3. Московский Художественный театр. Театральная труппа создана в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. К 1902 г. МХТ переехал в здание на Камергерском, перестроенное Ф.О. Шехтелем на средства Саввы Морозова.
  • Каретный ряд, 3. Сад "Эрмитаж". В 1898 г. здесь состоялось официальное открытие Художественного общедоступного театра под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. На сцене "Эрмитажа" театр давал спектакли до 1901 г.
  • Каретный ряд, 4. Старинный особняк, в котором в 1903-1920 гг. жил Константин Сергеевич Станиславский.
  • Леонтьевский, 6. Дом П.С. Хлопова. Последняя московская квартира К.С. Станиславского, в которой он жил в 1920-1938 гг. С 1948 г. здесь музей-квартира К.С. Станиславского. На доме мемориальная доска. В 1938-1994 гг. переулок был улицей Станиславского.
  • Никольская, 17. 22 июня 1897 г. в ресторане "Славянский базар" состоялась встреча К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, на которой они решили организовать театр. Восемнадцатичасовые переговоры прошли при полном взаимопонимании. По воспоминаниям Немировича-Данченко, они ни разу не заспорили, их программы или сливались, или дополняли одна другую.
  • Подколокольный, 11. Ночлежный дом Ярошенко. Сюда в 1902 г. Гиляровский привел Максима Горького, Станиславского, Немировича-Данченко и артистов перед постановкой пьесы "На дне".
  • Покровка, 22. 4-я Мужская гимназия, в которой Константин Алексеев учился, но не закончил.
  • Садовая-Спасская, 6. Особняк Мамонтова. В 1878 г. здесь состоялся первый театральный вечер, в котором участвовал 17-летний Константин Алексеев.
  • Садовая-Черногрязская, 8. Усадьба С.В. и Е.В. Алексеевых, родителей К.С. Станиславского. Здесь он прожил до 40 лет.
  • Тверская, 23. Московский драматический театр имени Константина Сергеевича Станиславского.
 

Садовая-Черногрязская улица, дом 8 на карте

 

Другие дома на Садовой-Черногрязской.