Шухов Владимир Григорьевич

Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939) – инженер, архитектор, изобретатель, учёный. "Первый инженер Российской империи", "человек-легенда", "человек-фабрика" – это всё о Шухове.

Содержание: Инженер Владимир ШуховАмериканский предприниматель и русский инженерЖизнь при СоветахШухов в Москве

 

Инженер Владимир Шухов 

В.Г. Шухов. Фото 1890-х гг.
В.Г. Шухов, 1890-е гг.

После окончания в 1871 г. гимназии Владимир собирался поступить на физико-математический факультет Петербургского университета. Он увлекался астрономией и хотел заниматься небесной механикой. Но денег на обучение не было. Учебным заведением, принимавшим учащихся на полное обеспечение, оказалось Императорское техническое училище. Сейчас оно называется Московский государственный технический университет (МГТУ). Суровость режима в пансионе сочеталась с передовыми методами обучения. Училище выпускало первоклассных специалистов.

В 1876 г. Владимир Шухов с Золотой медалью окончил училище, получив звание инженера-механика. Знаменитый математик П.Л. Чебышев приглашал стать его ассистентом. Но он хотел строить и предпочёл карьеру инженера. Вместо механики небесной он стал заниматься механикой земной. Как лучшего выпускника его направили на год в командировку в США.

Поворотным пунктом в жизни Шухова стал приезд в Россию его американского знакомого А.В. Бари. В 1880 г. он основал фирму под названием "Строительная контора инженера А.В. Бари". Шухов стал в ней главным инженером. Кроме неё, у Бари был котельный завод близ Симонова монастыря.

Сотрудничество выдающегося организатора и великого инженера продолжалось до внезапной смерти Бари в апреле 1913 г. В этой же "конторе" Шухов продолжил работу и после её национализации в 1918 г. В общей сложности Шухов проработал в ней около пятидесяти лет. С начала XX в. контора находилась в доме Мясницкая, 20.

Владимир Шухов был, по его выражению, "человеком жизни". В нём сочетались интересы научные, культурные, "технологические", бытовые. Он увлекался астрономией, жизнью растений и животных, знал химию, физику, геологию. Любил литературу, музыку, прекрасно ездил на велосипеде, играл в шахматы. Занимался столярными и токарными работами. В довершение всего, он всю жизнь фотографировал. Касаясь своей профессиональной деятельности, он говорил: "Не мыслю инженера вне культуры. Не приобщившись к Пушкину, Толстому, Чайковскому, нельзя достичь ничего".

Есть в жизни человека события знаменательные. У Шухова такое событие произошло в 1885 г.: он встретил первую любовь. Ею оказалась восемнадцатилетняя Ольга Книппер – будущая известная артистка. В то время она подружилась с его сёстрами. Судьба оказалась милостивой к Шухову, увлечение продолжения не имело.

В 1886 г., во время командировки в Воронеж, Шухов встретил, опять же восемнадцатилетнюю, Аню Мединцеву. Зеленоглазая брюнетка покорила Владимира с первого взгляда. Но путь к семейному счастью был долог. Восстала мать Владимира, посчитавшая, что её сын достоин более выгодной партии. Владимир переживал сильно. Но от своего не отказался. Летом 1888 г. он привёз свою избранницу и снял для неё четырёхкомнатную квартиру на Новой Басманной улице, в доме напротив церкви Петра и Павла. Время раздвоенности между двумя семьями Шухов вспоминал с ужасом. Но настойчивость Владимира и поддержка семьи Анны помогли пережить тяжёлые времена: в 1894 г. Владимир и Анна поженились. Им предстояла долгая интересная жизнь.

 

Американский предприниматель и русский инженер 

Александр Бари и Владимир Шухов познакомились в Филадельфии на Всемирной выставке 1876 г. Бари тогда жил в Америке. Его фирма получила подряд на строительство выставочных павильонов. Русский инженер Шухов находился в командировке после окончания Императорского технического училища. Бари встретил гостей выставки "с радушием человека, не забывающего родину, указал, как действовать и поступать, чтобы поездка в Америку при краткости времени не оказалась бесполезною, снабдил наставлениями и рекомендательными письмами". Ему было тогда 27 лет, а Шухову – 23 года.

Второй раз жизнь их свела в конце 1870-х на нефтяных промыслах Баку.

Когда в 1880 г. Бари организовал "Строительную контору", он предложил Шухову стать её главным инженером. Шухов согласился и проработал в конторе более 30 лет. Их разлучила в 1913 г. внезапная смерть Александра Вениаминовича. После этого фирмой руководил сын А.В. Бари – Виктор Александрович. В 1918 г. фирму национализировали.

Некоторые называли фирму Бари "конторой по эксплуатации изобретений Шухова". На самом деле, для каждого это была прекрасная возможность самореализации. Бари получил инженерное образование, но хотел быть предпринимателем. Шухов мог сделать блестящую карьеру учёного, но хотел не только творить, но и воплощать идеи в жизнь. Конечно, сотрудничество не было безоблачным:

  • однажды, во время велосипедных гонок, Бари наблюдал, как публика подбадривала гонщика криками: "Рыжий, наддай!" Рыжий наддал. Бари был неприятно удивлён, когда в победителе узнал своего главного инженера. Среди зрителей были общие знакомые, это могло повредить репутации фирмы. Попытка объяснить главному инженеру "неприличность" его поведения потерпела провал;
  • изобретения Шухова отличались глубиной, оригинальностью и технологичностью. Было много охотников их не только использовать, но и присвоить. Александр Вениаминович сдержанно относился к публикации результатов исследований. Иногда их даже запрещал.

Вообще, оба понимали, что быть предпринимателем, отвечающим за бизнес, и творцом, обеспечивающим его успешность, вещи разные и ценили друг в друге эту "разность".

 

Шухов – жизнь при Советах 

После переворота 1917 г. Владимир Григорьевич Шухов неоднократно получал приглашения в Америку и Германию. Его репутация была безупречна во всех отношениях. Многие фирмы считали за честь иметь такого сотрудника. Казалось, он умел все: его называли "человеком-фабрикой". Владимир Шухов сам делал все расчёты своих сооружений, и они всегда были точны! В его библиотеке были книги и журналы на многих европейских языках. Он мог работать где угодно. Оставаться было смертельно опасно:

  • арестованы и погибли сотрудники, с которыми он работал долгие годы;
  • старший сын Сергей (1894-1969) и средний – Фавий (1895-1945) участвовали в Белом движении;
  • в 1917 г. по линии Морского ведомства он сотрудничал с А.В. Колчаком (1871-1920).

Шухов знал историю и считал её "самой необходимой наукой". Он умел предвидеть события, но остался в России.

В.Г. Шухов на прогулке в Архангельском переулке. Фото С.В. Шухова, 1928 г.
В.Г. Шухов, 1928 г.

В сентябре 1918 г. новая власть выгнала Шухова из его дома на Смоленском бульваре. Он переехал в дом Архангельский, 13, в котором раньше жил Бари. При переезде и последующих уплотнениях погибли архивы и часть бесценной библиотеки.

В 1919-1922 гг. Шухов построил самое известное свое сооружение – радиобашню на Шаболовке.

Строительство радиобашни – событие, которого другому хватило бы до конца жизни. Тем более, что условия, в которых приходилось работать, не располагали к участию в новых проектах. Но инженер Шухов остался, чтобы творить. Некоторое время он занимался восстановлением разрушенных во время Гражданской войны мостов, многие из которых были ему хорошо знакомы: он спроектировал около четырёхсот мостов. А в 1920-1930 гг. он разработал проекты цехов завода "Динамо", нескольких металлургических комбинатов, выполнял работы для детища Н.Е. Жуковского ЦАГИ, оказывал помощь строителям первых линий метро. И это в 75 лет!

В 1929 г. он стал почётным членом АН СССР и получил Премию имени В.И. Ленина, а в 1932 г. ему присвоили звание Героя Труда. От выдвижения на избрание действительным членом АН СССР В.Г. Шухов отказался.

В 1934 г. Шухов переехал в только что построенный кооперативом "Научные работники" дом 16 по Зубовскому бульвару. Сама квартира Шухову не понравилась: строительные недоделки, небольшая площадь, плохое отопление. Но понравилось место:

  • Зубовский бульвар в то время был ещё действительно бульваром с вековыми деревьями. И Шухов любил побродить по нему с женой. Помните, около пятидесяти лет назад он привёз Аню Мединцеву. И сейчас они были вместе;
  • наискосок от нового жилья, на углу Смоленского бульвара и 1-го Неопалимовского переулка стоял некогда принадлежавший ему особняк. Родные места.

2 февраля 1939 г. в его квартире произошёл пожар от упавшей свечи. Владимир Григорьевич Шухов скончался от полученных ожогов.

 

Шухов в Москве 

Если говорить о России в целом, то интересно вспомнить, что Шухов стоял у истоков того, что теперь называют топливно-энергетическим комплексом: он разработал первый в России нефтепровод, создал первые в мире нефтеналивные баржи, изобрёл крекинг процесс получения бензина. Перечислять можно долго. Если говорить о городе, то может показаться, что на рубеже XIX-XX вв. без его участия не обходилось строительство ни одного дома, где требовались сложные инженерные конструкции:

  • Архангельский,13. В этом доме В.Г. Шухов жил и работал в 1918-1934 гг.
  • Архитектора Власова, 49. Научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций. Институт создан при строительной конторе А.В. Бари. Главным инженером являлся В.Г. Шухов. На территории института установлен бюст Шухову.
  • Бауманская 2-я, 5. Императорское Московское техническое училище. В 1876 г. Шухов окончил училище с Золотой медалью, получив звание инженера-механика.
  • Волхонка, 12. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина построен в 1898-1912 гг. Шухов разработал стеклянную кровлю и систему отопления.
  • Зубовский бульвар, 16-20. Жилой дом кооператива "Научные работники" (1934). В одной из квартир дома последние годы жизни провёл В.Г. Шухов.
  • Камергерский, 3. Московский Художественный академический театр. В театре Шухов создал наиболее сложное техническое устройство: многоярусную вращающуюся сцену.
  • Киевского вокзала площадь, 1. Киевский вокзал. Построен в 1912-1917 гг. Шуховым разработаны прозрачные перекрытия перронного зала длиной 321 м и шириной 47 м – одно из немногих чудес Шухова, доступных для обозрения. Оно и сейчас впечатляет.
  • Кузнецкий мост, 15/8. Московский международный торговый банк. С.С. Эйбушитц, В.Г. Шухов, 1895-1898; Алексей Чичагов, ремонт, начало 1920-х.
  • Ленинская слобода, 19. Механический завод А.В. Бари в Симоновой слободе. Завод начал работать в 1895 г. Шухов принимал активное участие в его строительстве.
  • Лесная, 20. Конно-железнодорожный парк. В 1908 г. В.Г. Шухов построил его, применив лёгкие металлические большепролётные арочные перекрытия.
  • Новорязанская, 27. Гараж для грузовых машин. Был сооружён В.Г. Шуховым и К.А. Мельниковым в 1926-1929 гг.
  • Образцова, 19. Бахметьевский гараж. Построен в 1927 г. по проекту К.А Мельникова и В.Г Шухова для английских автобусов.
  • Петровка, 10/13. Петровский пассаж. В 1903-1906 гг. Шухов разработал стеклянные своды галерей пассажа.
  • Пироговская М., 1. Высшие женские курсы. Угловой аудиторный корпус с ротондой главного входа построен в 1909-1912 гг. Архитектор С.У. Соловьёв, инженер В.Г. Шухов.
  • Пятницкая, 71/5. Типография И.Д. Сытина "Русское слово". Эрихсон, Шухов, 1903.
  • Смоленский бульвар, 47. До 1918 г. собственный дом В.Г. Шухова.
  • Сретенский бульвар. В 2008 г. открыт памятник Владимиру Шухову. Авторский коллектив под руководством скульптора-архитектора С.А Щербакова.

  • Тверская, 5. Постниковский пассаж. Эйбушитц, Шухов, 1887; С.Ф. Воскресенский, 1889.
  • Тверская, 18 Б. Издательство "Русское слово". Архитектор Эрихсон, инженер Шухов, 1904-1906.
  • Театральный проезд, 2. Гостиница "Метрополь". Кекушев, Шевяков, Валькот, инженер Шухов, художник Врубель, 1899-1905.

  • Улица Шухова. В 1963 г. Сиротский переулок в районе Шаболовки переименовали в улицу Шухова.
  • Шаболовка, 53. Шуховская башня на Шаболовке. Построенная в 1922 г., она стала эмблемой советского телевидения.