|
Немирович-Данченко Владимир ИвановичВладимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943) – режиссёр, педагог, театральный деятель. С 1936 г. народный артист СССР. Лауреат Сталинской премии СССР 1942 и 1943 гг. Содержание: Немирович-Данченко и Максим Горький • После 1917-го • Немирович-Данченко в Москве Владимир Немирович-Данченко родился в г. Озургети Кутаисской губернии в украинско-армянской семье. Окончил с серебряной медалью Тифлисскую гимназию. В 1876-1879 гг. учился на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета. В 1881 г. он написал пьесу "Шиповник". В том же году был опубликован первый рассказ Немировича-Данченко "На почтовой станции". Немного позже появились другие пьесы, повести и романы. Драмы Немировича-Данченко пользовались популярностью – ставились в Александринском и Малом театрах, шли на провинциальных сценах. В 1896 г. Немирович-Данченко отказался от Грибоедовской премии за пьесу "Цена жизни", заявив, что пьеса Чехова "Чайка" более достойна этой премии. В 1891-1901 гг. Немирович-Данченко преподавал в Музыкально-драматического училище Московского филармонического общества (позже – ГИТИС). Среди его учеников Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд, вошедшие в труппу Московского Художественного театра. В 1898 г. Немирович-Данченко совместно со Станиславским создал Художественно-общедоступный театр для демократического зрителя. За "общедоступную художественность" предложили платить городу, но он отказался. Тогда нашли богатых пайщиков, и в 1901 г. театр стал просто Художественным, видимо, в отличие от других театров. Первоначально на Немировича-Данченко, помимо режиссуры, возлагались организационные вопросы и репертуар. Станиславский должен был заниматься только режиссурой. По мнению Немировича-Данченко, театр должен был иметь широкое просветительное значение, а не быть маленькой мастерской, "работающей для забавы сытых людей". Немировичу-Данченко принадлежит заслуга внедрения в театральную практику "жизнеутверждающей" драматургии Чехова. Именно он после провала "Чайки" в Петербурге уговорил Чехова согласиться на её постановку в МХТ. Триумфальная премьера состоялась 17 декабря 1898 г. За ней последовали "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904). Немирович-Данченко и Максим ГорькийЕщё одним достижением театра стала премьера спектакля "На дне" 18 декабря 1902 г. "Публика неистовствовала, лезла на рампу, гудела" – она услышала, что: "Человек – это звучит гордо!" Горький подарил Немировичу-Данченко экземпляр пьесы с надписью: "Половиной успеха этой пьесы я обязан Вашему уму и таланту, товарищ!" В товарищах они проходили недолго. Гордый Максим Горький обиделся после того, как Немирович-Данченко не принял "поверхностностную и политизированную" пьесу "Дачники" (1904). В 1913 г. театр поставил пьесу по роману Достоевского "Бесы", чем вызвал отповедь Горького. Пролетарский писатель "с максимально горьким" псевдонимом указал театру о нетерпимости к тем, кто склонен "упиваться страданием". На самом деле, буревестник революции был просто на стороне бесов. После 1917-гоВ 1919 г. на квартире Немировича-Данченко был обыск. Его не арестовали, не застав дома. Потом распоряжение об аресте отменили. В 1921 г. уехал из России старший брат, Василий Немирович-Данченко (1848-1936), не принявший власти большевиков. Ещё раньше, в октябре 1920 г., из Севастополя эмигрировал сын Георгий (1889-1939), участвовавший в белом движении. Но всё как-то обошлось. В 1923 г. Немировичу-Данченко присвоили звание народного артиста РСФСР, а в 1936 – народного артиста СССР. Были и другие трудности. Значительная часть труппы, выехавшая на гастроли, оказалась отрезанной от Москвы и, продолжила гастроли за границей. Работать стало не с кем. Немирович-Данченко и Станиславский организовали музыкальные студии. На этот раз каждый свою. Их объединили в 1941 г. в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. С октября 1925 по январь 1928 гг. Немирович-Данченко был за границей. Сначала на гастролях со студией, потом работал по контракту в Голливуде. В Голливуд он подался после того, как узнал, что его театру отказано в помещении МХАТа. В январе 1928 г. он вернулся в Москву со словами: "Творить можно только в России, продавать надо в Америке, а отдыхать в Европе". В Америке он больше не был. Творил в России и отдыхал в Европе. У него было право свободного выезда за границу. Это несмотря на то, что половина труппы не вернулась, как и его знакомые, которым он выхлопотал визы. Осенью 1928 г. на праздновании 30-летнего юбилея МХАТа Станиславскому стало плохо. Больше он в театре не появлялся. Директором и художественным руководителем стал Владимир Немирович-Данченко. В 1932 г. во МХАТ "вернулся" Горький, которого начали везде "внедрять" после привоза из Италии. Театру присвоили имя писателя, что обязывало ставить его пьесы. Как из рога изобилия посыпались шедевры соцреализма: "В людях", "Егор Булычёв и другие", "Враги". За постановку "Врагов" театр взялся по настоянию Сталина. В 1935 г. этот спектакль признали эталоном социалистического реализма. Владимир Иванович Немирович-Данченко умер 25 апреля 1943 г. Немирович-Данченко в Москве
|
© Моя Москва, 2004-2023
|
|
Почта: info@mmsk.ru |