Немирович-Данченко Владимир Иванович

Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943) – режиссёр, педагог, театральный деятель. С 1936 г. народный артист СССР. Лауреат Сталинской премии СССР 1942 и 1943 гг.

Содержание: Немирович-Данченко и Максим ГорькийПосле 1917-гоНемирович-Данченко в Москве

Немирович-Данченко Владимир Иванович
Владимир Немирович-Данченко

Владимир Немирович-Данченко родился в г. Озургети Кутаисской губернии в украинско-армянской семье. Окончил с серебряной медалью Тифлисскую гимназию. В 1876-1879 гг. учился на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета.

В 1881 г. он написал пьесу "Шиповник". В том же году был опубликован первый рассказ Немировича-Данченко "На почтовой станции". Немного позже появились другие пьесы, повести и романы. Драмы Немировича-Данченко пользовались популярностью – ставились в Александринском и Малом театрах, шли на провинциальных сценах. В 1896 г. Немирович-Данченко отказался от Грибоедовской премии за пьесу "Цена жизни", заявив, что пьеса Чехова "Чайка" более достойна этой премии.

В 1891-1901 гг. Немирович-Данченко преподавал в Музыкально-драматического училище Московского филармонического общества (позже – ГИТИС). Среди его учеников Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд, вошедшие в труппу Московского Художественного театра.

В 1898 г. Немирович-Данченко совместно со Станиславским создал Художественно-общедоступный театр для демократического зрителя. За "общедоступную художественность" предложили платить городу, но он отказался. Тогда нашли богатых пайщиков, и в 1901 г. театр стал просто Художественным, видимо, в отличие от других театров.

Первоначально на Немировича-Данченко, помимо режиссуры, возлагались организационные вопросы и репертуар. Станиславский должен был заниматься только режиссурой.

По мнению Немировича-Данченко, театр должен был иметь широкое просветительное значение, а не быть маленькой мастерской, "работающей для забавы сытых людей".

Немировичу-Данченко принадлежит заслуга внедрения в театральную практику "жизнеутверждающей" драматургии Чехова. Именно он после провала "Чайки" в Петербурге уговорил Чехова согласиться на её постановку в МХТ. Триумфальная премьера состоялась 17 декабря 1898 г. За ней последовали "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904).

 

Немирович-Данченко и Максим Горький 

Ещё одним достижением театра стала премьера спектакля "На дне" 18 декабря 1902 г. "Публика неистовствовала, лезла на рампу, гудела" – она услышала, что: "Человек – это звучит гордо!" Горький подарил Немировичу-Данченко экземпляр пьесы с надписью: "Половиной успеха этой пьесы я обязан Вашему уму и таланту, товарищ!" В товарищах они проходили недолго. Гордый Максим Горький обиделся после того, как Немирович-Данченко не принял "поверхностностную и политизированную" пьесу "Дачники" (1904).

В 1913 г. театр поставил пьесу по роману Достоевского "Бесы", чем вызвал отповедь Горького. Пролетарский писатель "с максимально горьким" псевдонимом указал театру о нетерпимости к тем, кто склонен "упиваться страданием". На самом деле, буревестник революции был просто на стороне бесов.

 

После 1917-го 

В 1919 г. на квартире Немировича-Данченко был обыск. Его не арестовали, не застав дома. Потом распоряжение об аресте отменили. В 1921 г. уехал из России старший брат, Василий Немирович-Данченко (1848-1936), не принявший власти большевиков. Ещё раньше, в октябре 1920 г., из Севастополя эмигрировал сын Георгий (1889-1939), участвовавший в белом движении. Но всё как-то обошлось. В 1923 г. Немировичу-Данченко присвоили звание народного артиста РСФСР, а в 1936 – народного артиста СССР.

Были и другие трудности. Значительная часть труппы, выехавшая на гастроли, оказалась отрезанной от Москвы и, продолжила гастроли за границей. Работать стало не с кем. Немирович-Данченко и Станиславский организовали музыкальные студии. На этот раз каждый свою. Их объединили в 1941 г. в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

С октября 1925 по январь 1928 гг. Немирович-Данченко был за границей. Сначала на гастролях со студией, потом работал по контракту в Голливуде. В Голливуд он подался после того, как узнал, что его театру отказано в помещении МХАТа. В январе 1928 г. он вернулся в Москву со словами: "Творить можно только в России, продавать надо в Америке, а отдыхать в Европе". В Америке он больше не был. Творил в России и отдыхал в Европе. У него было право свободного выезда за границу. Это несмотря на то, что половина труппы не вернулась, как и его знакомые, которым он выхлопотал визы.

Осенью 1928 г. на праздновании 30-летнего юбилея МХАТа Станиславскому стало плохо. Больше он в театре не появлялся. Директором и художественным руководителем стал Владимир Немирович-Данченко.

В 1932 г. во МХАТ "вернулся" Горький, которого начали везде "внедрять" после привоза из Италии. Театру присвоили имя писателя, что обязывало ставить его пьесы. Как из рога изобилия посыпались шедевры соцреализма: "В людях", "Егор Булычёв и другие", "Враги". За постановку "Врагов" театр взялся по настоянию Сталина. В 1935 г. этот спектакль признали эталоном социалистического реализма.

Владимир Иванович Немирович-Данченко умер 25 апреля 1943 г.

 

Немирович-Данченко в Москве 

  • Глинищевский, 5. В квартире 52 многоквартирного жилого дома МХАТа В.И. Немирович-Данченко жил в 1938-1943 гг. В 1944 г. здесь открыт музей-квартира. На доме мемориальная доска. В 1943-1993 гг. этот переулок был улицей Немировича-Данченко.
  • Гранатный, 20. Квартира книгоиздателя С.А. Скирмунта. Сюда приходили А.М. Горький, В.И. Немирович-Данченко, Ф.И. Шаляпин.
  • Дмитровка Б., 17. С 1926 г. в кабаре "Максим" выступал коллектив В.И. Немировича-Данченко. Сейчас это Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Здание перестроено.
  • Камергерский, 1. Школа-студия МХАТа. Основана в 1943 г. по инициативе В.И. Немировича-Данченко и с этого года носит его имя.
  • Камергерский, 3. Московский Художественный театр. Создан в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, который до конца жизни был директором и художественным руководителем театра.
  • Каретный ряд, 3. Сад "Эрмитаж". В 1898 г. здесь состоялось официальное открытие Художественного общедоступного театра под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. На сцене "Эрмитажа" театр постоянно давал спектакли до 1901 г.
  • Кисловский М., 6. Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. В 1891-1901 гг. В.И. Немирович-Данченко преподавал на драматическом отделении. Среди его учеников О.Л. Книппер и Вс. Мейерхольд.
  • Моховая, 11. Московский университет. В 1876-1879 гг. В.И. Немирович-Данченко учился на физико-математическом и юридическом факультетах.
  • Никитская Б., 50. Здесь в 1903-1938 гг. была квартира В.И. Немировича-Данченко.
  • Никольская, 17. 22 июня 1897 г. в ресторане "Славянский базар" состоялась встреча К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, на которой они решили организовать театр. Восемнадцатичасовые переговоры прошли при полном взаимопонимании. По воспоминаниям Немировича-Данченко, они ни разу не заспорили, их программы или сливались, или дополняли одна другую.
  • Палашевский Б., 1-3. Здесь была квартира актёра и театрального педагога А.П. Ленского, в гостях у которого часто бывали Владимир Немирович-Данченко и Антон Чехов.
  • Подколокольный, 11. Ночлежный дом Ярошенко. Сюда в 1902 г. Гиляровский привел Максима Горького, Станиславского, Немировича-Данченко и артистов перед постановкой пьесы "На дне".
  • Театральный проезд, 1. Малый театр. В 1882 г. на сцене театра шла первая пьеса В.И. Немировича-Данченко "Шиповник".
  • Улица Льва Толстого, 21. В.И. Немирович-Данченко посещал Л.Н. Толстого в его доме.