|
Станиславский Константин СергеевичКонстантин Сергеевич Станиславский (1863-1938) – режиссёр, актёр и педагог. С 1936 г. народный артист СССР. Лауреат Сталинской премии СССР 1942 и 1943 гг. Станиславский – псевдоним. Настоящая фамилия – Алексеев. Содержание: Театры Станиславского и Немировича-Данченко • Станиславский в Москве Константин Станиславский родился в Москве, в семье известного промышленника Сергея Владимировича Алексеева (1836-1893) и Елизаветы Васильевна Алексеевой (1841-1904) 5 января (17 января) 1863 г. Конечно, настоящей фамилией Константина была Алексеев. Театральный псевдоним Станиславский он взял в январе 1885 г. в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, чтобы "не позорить семью". Кстати мать Станиславского была дочерью богатого владельца каменоломен в Финляндии Василия Абрамовича Яковлева и французской артистки, приехавшей на гастроли в Россию, Мари Варлей. Большую часть жизни Станиславский провёл в доме на Садовой-Черногрязской, 8, который купили его родители в год рождения сына. Сначала была трудная учёба в нелюбимой гимназии. Потом – скучная служба на фирме отца, где Константин аккуратно вёл торговые дела и, став одним из директоров компании по изготовлению золотой и серебряной проволоки для ткани, остался на этой должности до 1917 г. Но ведь рядом был домашний театр, определивший главное дело жизни К.С. Станиславского. В 1898 г. Станиславский совместно с Немировичем-Данченко создал Художественно-общедоступный театр. В 1901 г. театр стал просто Художественным. Впервые театр принадлежал не труппе, а пайщикам, главными из которых были основатели и те, кто давал больше денег на его содержание. Первоначально Константин Станиславский был режиссёром и актёром. На Немировича-Данченко, помимо режиссуры, возлагались организационные вопросы и репертуар. Но это только в первую встречу "они ни разу не заспорили, их программы или сливались, или дополняли одна другую". Театры Станиславского и Немировича-ДанченкоВскоре начала сказываться разность темпераментов, стилей проведения репетиций, трудность распределения ролей. Если первые два момента можно считать мелочами, то последний – был весьма болезненным. На роль ведущих актрис претендовали жена Станиславского Мария Лилина (1866-1943) и любимая ученица Немировича-Данченко Ольга Книппер. Была ещё серьёзная претендентка Мария Андреева – любовница главного спонсора Саввы Мамонтова и одного из главных драматургов Максима Горького. Да и в мелочах Станиславский и Немирович-Данченко уступать друг другу не хотели. Разногласия проявились в 1902 г. при работе режиссёров над спектаклем "На дне". В 1906 г. они отказались от совместных постановок. По словам Станиславского, каждый из них "имел свой стол, свою пьесу, свою постановку". Художественный театр превратился в театр драмы и комедии. Драма заключалась в том, что новаторство театра постепенно стало рутиной, а комедия – в том, что отцы-основатели не разговаривали и потому решать проблемы не могли. Конечно, периоды общения были, но какие-то безрадостные. Так, весной 1917 г. режиссёр спектакля "Село Степанчиково и его обитатели" Немирович-Данченко снял с роли актёра Станиславского. После октября добавились сложности с репертуаром, новым зрителем. Появились обвинения в игнорировании требований времени, на которые Станиславский отвечал, что они "понемногу стали понимать эпоху". Понимание действительно шло "понемногу". В 1919 г. Константин Сергеевич Станиславский создал Оперную студию Большого театра, а Немирович-Данченко – Музыкальную студию МХТ. В каком-то смысле музыкальный театр казался безопаснее. В 1922 г. Станиславский с частью труппы МХАТа на два года уехал на гастроли за границу. Там МХАТ с его классикой принимали лучше, чем в Москве. Часть гастролёров решила остаться в США. Немирович-Данченко в отсутствие Станиславского старался обновить репертуар и труппу. В свою очередь, в 1925 г., он тоже поехал на гастроли, а реорганизацию, как он её понимал, продолжил вернувшийся Станиславский. В США Немирович-Данченко узнал, что его Музыкальному театру отказали в помещении МХАТа. Он обиделся и заключил контракт с Голливудом. Видимо, это была неудачная попытка остаться в США. Его хвалили, слушали, восхищались, но ни одного сценария не приняли. Он вернулся зимой 1928 г., а осенью у Станиславского случился приступ на праздновании юбилея МХАТА. Он полностью устранился из жизни театра. Это печальное событие позволило Станиславскому сосредоточиться на завершении своей системы, первый том которой "Работы актёра над собой" он успел отправить в печать. Константин Сергеевич Станиславский умер 7 августа 1938 г. По иронии судьбы Художественный театр, который Станиславский и Немирович-Данченко создали вместе, в конце концов распался, не сохранив в названиях их имен. В 1987 г. образовались МХАТ имени М. Горького и МХАТ им. А.П. Чехова. Музыкальные театры, созданные поврозь, объединили в 1941 г. в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Станиславский в Москве
|
© Моя Москва, 2004-2023
|
|
Почта: info@mmsk.ru |