Репин Илья Ефимович

Илья Ефимович Репин (1844-1930) – художник.

И.Е. Репин. Портрет работы В.А. Серова. 1901 г.
И.Е. Репин. Портрет 1901 г.
Художник В.А. Серов

В 1863 г. Илья Репин окончил рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге. Его учителем был И.Н. Крамской, оказавший на него большое "реалистическое" влияние. На следующий год Репин поступил в Петербургскую Академию художеств, которую окончил в 1871 г., получив Большую золотую медаль за конкурсную работу.

Весной 1873 г. Репин уехал за границу. Сначала – в Италию, потом – во Францию. В Россию художник вернулся летом 1876 г. О новой европейской живописи И.Е. Репин написал: "Французы совсем не интересуются людьми. Костюмы, краски, освещение – вот что их привлекает". Его же одолевала гражданственность искусства.

В 1870-1880-е гг. И.Е. Репин создал полотна с невероятным драматическим содержанием. Среди них "Бурлаки на Волге", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Арест пропагандиста", "Крестный ход в Курской губернии". Это было время взлёта художника.

В 1890-х гг. Репин переживал творческий кризис. Он попытался обратиться к "чистому" искусству, отвергнутому много лет назад, но не получилось. Появились новые таланты Серов, Врубель, Коровин. На его долю осталось Торжественное заседание Государственного Совета.

Великий художник Илья Ефимович Репин умер в сентябре 1930 г. в своем имении "Пенаты" в Финляндии и похоронен в саду рядом с домом. И.Е. Репин: "Я человек 60-х годов. Я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде, окружающая жизнь меня слишком волнует".

И.Е. Репин. Автопортрет 1878 г.
Илья Репин. Автопортрет 1878 г.
И.Е. Репин. Автопортрет 1894 г.
И.Е. Репин. 1894 г.
И.Е. Репин. Автопортрет 1920 г.
Илья Ефимович Репин. Автопортрет 1920 г.
 

Биография Репина 

  • 1844. 24 июля (5 августа) – в селе Чугуеве Харьковской губернии родился Илья Репин.
  • 1852-1855. Обучение грамоте, чистописанию и закону божию у пономаря осиновской церкви и арифметике у дьячка В.В. Яровицкого.
  • 1855. Ученичество в топографической школе.
  • 1858. Обучение у художника иконописца И.М. Бунакова.
  • 1859-1863. Работа по росписи церквей и заказные портреты. Портрет отца – Е.В. Репина.
  • 1863. 1 ноября – приезд Репина в Петербург. Рисовальная школа на Бирже. Знакомство с семьёй Шевцовых, с девятилетней Верой, ставшей впоследствии его женой. 2 декабря – первый автопортрет. Знакомство с Крамским.
  • 1864. Январь – поступление вольнослушателем в Академию художеств. 7 сентября – Репин стал учеником Академии.
  • 1865. 8 мая – Присвоение Репину звания свободного художника, что освобождало из податного состояния и от телесных наказаний.
  • 1866. Присутствие Репина при казни Каракозова. Рисунок Каракозова по памяти. Дружба с артелью художников.
  • 1867. Поездка в Чугуев. Портрет матери. Портрет брата Василия.
  • 1869. Портрет В.А. Шевцовой. Знакомство с В.В. Стасовым.
  • 1870. Лето – поездка на Волгу с Ф. Васильевым, братом и академическим товарищем Макаровым. Этюды к картине "Бурлаки".
  • 1871. 2 ноября на годичном экзамене за картину "Воскрешение дочери Иаира" Репин получил Большую золотую медаль и право на шестилетнюю заграничную поездку на казённый счет.
  • 1871-1872. Декабрь-май – картина "Славянские композиторы".
  • 1872. 11 февраля – женитьба на В.А. Шевцовой. Осень – рождение дочери Веры.
  • 1873. Завершены "Бурлаки". Поездка за границу. Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Альбано. Октябрь – Репин в Париже.
  • 1874. Снята квартира и мастерская в Париже. Летом в Нормандии пишутся этюды, пейзажи. Осень – в Париже родилась дочь Надя.
  • 1875. Этюды к картине "Парижское кафе" и сама картина. В июле – поездка Репина в Лондон.
  • 1876. Январь-май – "Садко". Июль – возвращение в Петербург. Июль-сентябрь – Репин жил на даче в Красном Селе под Петербургом. Там написал групповой семейный портрет "На дерновой скамье". Октябрь – Репин через Москву поехал с семьёй в Чугуев, где прожил до августа следующего года.
  • 1877. 29 марта – родился сын Юрий. Сентябрь – Репины в Москве.
  • 1878. 17 февраля – Репин извещён о принятии его в члены Товарищества передвижных выставок. Сентябрь – семья Репиных переехала на постоянное жительство в Петербург.
  • 1879. Лето в Абрамцеве. Сентябрь – умерла мать Репина. Портрет отца.
  • 1880. 25 июля – родилась дочь Татьяна, единственная из детей продолжившая род художника. 7 октября – знакомство И.Е. Репина с Л.Н. Толстым на квартире в Б. Трубном переулке.
  • 1882. Лето – Репин на даче в Хотькове под Москвой. Сентябрь – переезд в Петербург.
  • 1881-1883. Поездка за границу: Берлин, Дрезден, Мюнхен, Париж, Голландия, Мадрид, Венеция.
  • 1887. Май-июнь – поездка за границу: Вена, Венеция, Рим. 9-16 августа – Илья Репин у Толстого в Ясной Поляне. Разрыв с женой Верой Алексеевной Репиной, с которой у него было три дочери и сын. Выход из Товарищества передвижников.
  • 1889. Написаны портреты художницы Е.Н. Званцевой, которой Репин был увлечён. Поездка на Всемирную выставку в Париже.
  • 1891. Ноябрь – первая персональная выставка Репина к двадцатилетию его творческой деятельности. Впервые показаны "Запорожцы" и "Арест пропагандиста". Куплено имение Здравнево в Витебской губернии.
  • 1892. Январь-февраль – персональная выставка Репина в Москве.
  • 1893. 25 ноября – Репин получил звание профессора живописи. Май-сентябрь – Репин в своем имении в Здравневе. Осень-зима – Вена, Мюнхен, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь. 1 декабрь – И.Е. Репин утверждён действительным членом Академии художеств.
  • 1894. Лето – Репин в Здравневе. 1 сентября – И.Е. Репин принял руководство живописной мастерской Академии.
  • 1898. Знакомство в Париже с Натальей Борисовной Нордман-Северовой.
  • 1899. Репин женился на Н.Б. Нордман-Северовой и приобрёл на её имя землю в посёлке Куоккала в Финляндии, на которой выстроил усадьбу "Пенаты".
  • 1900. Поездка с Нордман-Северовой в Париж на Всемирную выставку. Переезд в "Пенаты".
  • 1905. Показ портрета М. Горького на выставке в Таврическом дворце. Отказ правой руки. Репин перешёл к писанию левой рукой.
  • 1907. 1 ноября – после тринадцати лет преподавательской деятельности Репин окончательно ушёл из Академии.
  • 1914. 20 февраля – Репин проводил Нордман на лечение в Швейцарию. 28 июня – смерть Н.Б. Нордман от туберкулёза. В "Пенаты" приехали дочери Репина, которые в присутствии Нордман усадьбу не посещали.
  • 1917. Посёлок Куоккала оказался за границей, а Репин – эмигрантом.
  • 1919. Октябрь – Репин передал в дар Финляндскому художественному обществу 7 собственных произведений и 23 картины русских художников. Написаны несколько десятков портретов.
  • 1924. 22 марта – Репин получил вид на жительство в Финляндии.
  • 1925. К Репину приезжали И. Гинцбург, И. Бродский, П. Безруких и К. Чуковский, чтобы склонить его к отъезду в Россию. Выставки в Хельсинки, Стокгольме, Ницце, Праге.
  • 1930. 29 сентября – умер Илья Ефимович Репин.
 

Картины и портреты Репина 

Жанровые и исторические картины Репина – это всегда психологическая напряжённость и драматизм.

И.Е. Репин. Картина 'Бурлаки на Волге'. 1870-1873 гг.
Бурлаки на Волге
И.Е. Репин. Картина 'Запорожцы пишут письмо турецкому султану'. 1880-1891 гг.
Письмо запорожцев
И.Е. Репин. Картина 'Какой простор'. 1903 г.
Какой простор

Картина "Бурлаки на Волге" написана Репиным в 1870-1873 гг.

К моменту написания картины "народом редко водили суда". Об этом можно прочитать в книге Гиляровского "Мои скитания". В 1873 г., когда картина попала на Всемирную выставку в Вене, министр путей сообщения негодовал: "Ну, скажите, ради Бога, какая нелёгкая дёрнула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно – русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведён к нулю, и скоро о нём не будет и помину. А вы пишете картину, везёте её на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретёт себе этих горилл, наших лапотников".

Министр не знал, что картину ещё до окончания приобрёл для своей коллекции великий князь Владимир Александрович (1847-1909). Он же способствовал её появлению на выставке. Зачем нужно было великому князю выставлять в Вене такую картину да ещё с перевёрнутым российским флагом остаётся загадкой. Кстати, великий князь Владимир Александрович, будучи в 1884-1905 гг. главнокомандующим Санкт-Петербургского военного округа, в ночь с 8 на 9 января 1905 гг. отдал приказ о применении военной силы для недопущения шествия к Зимнему дворцу с петицией к царю.

Демократическая общественность встретила картину восторженно – она дополняла "стоны" Некрасова, прозвучавшие в 1858 г.:

Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся –
То бурлаки идут бечевой!..

Фёдор Достоевский так выразил свои впечатления от "Бурлаков": "Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу".

Долгие годы картина висела в биллиардной великого князя Владимира Александровича, изредка появляясь на людях. После 1917 г. её перевезли в Государственный Русский музей Петербурга. В 1930-е гг. в СССР "Бурлаки" стали мощным свидетельством, обличающим угнетение народа царским режимом. Между тем в СССР бурлацкая тяга была запрещена только в 1929 г., а фактически на малых реках использовалась даже в годы Отечественной войны из-за отсутствия буксиров.

Картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" Репин закончил в 1891 г., а начал писать в 1880 г.

Центральными фигурами картины являются атаман Иван Серко (1610-1680), стоящий сзади писаря, и сам писарь. По легенде, которой воспользовался художник, именно Серко подписал в 1676 г. "глумливое" письмо запорожцев к турецкому султану Мехмеду IV (1642-1693). Факт существования письма, как и послания султана, в котором он повелевал запорожским казакам сдаться и их "нападениями не заставлять его беспокоиться", не является доказанным. О копиях письма, известных с XVIII в., историк Дмитрий Иванович Яворницкий (1855-1940) смог сказать только, что "их содержание вполне согласно с духом запорожского казачества".

Атамана Серко Репин "срисовал" с тогдашнего командующего войсками Киевского военного округа генерала Михаила Ивановича Драгомирова (1830-1905), а в писаре – увековечил Яворницкого.

Среди персонажей картины есть Тарас Бульба с сыновьями. Тарас изображён в красном жупане и белой папахе. По одной из версий позировал художнику Владимир Гиляровский. Старший сын Остап – это казак с перевязанной головой. Рядом с ним в синем жупане стоит Андрий. В левой руке он держит пику со свёрнутым жёлто-синим флагом. Кстати, у Остапа флаг чёрно-красный.

Картина "Запорожцы" была центральной картиной на персональной выставке художника 1891 г. Многие критиковали её за "историческую недостоверность". Тем не менее она имела шумный успех и в России, и за рубежом. В 1892 г. её за 35 000 рублей купил император Александр III. После 1917 г. картину передали Русский музей в Петербурге.

Картина "Какой простор" написана Репиным в 1903 г. К этому времени он купил земельный участок для жены и поселился в усадьбе посёлка Куоккала на берегу Финского залива. Здесь Репин провёл последние 30 лет жизни, оказавшись после 1917 г. эмигрантом.

Репин уверял, что поводом для создания картины "Какой простор" явилось непосредственное жизненное впечатление, полученное им на берегу залива. Дерзость, молодость, бушующая стихия, чувство свободы. Это и есть жизнь! Картину, написанную в стиле импрессионизма, долго не принимала критика. Может быть потому, что она появилась накануне первой русской революции.

Арест пропагандиста
Гоголь сжигает рукопись
Красноармеец, отнимающий хлеб
Крестный ход в Курской губернии
Манифестация 17 октября 1905 г.
Прощание Пушкина с морем
Пушкин на лицейском экзамене
Славянские композиторы
Торжественное заседание

Вслед за Перовым и Крамским Репин создал галерею образов выдающихся людей своего времени. Это портреты писателей, композиторов, художников, учёных. "В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым написаны". (Из статьи "История русской живописи в XIX в." художника Н.А. Бенуа).

И.Е. Репин. 'М.И. Глинка в период сочинения оперы 'Руслан и Людмила'. 1887 г.
М.И. Глинка
И.Е. Репин. Портрет М.Ф. Андреевой. 1905 г. И.Е. Репин. Портрет К.К. Романова. 1891 г.
Андреева Мария Фёдоровна
Кони Анатолий Фёдорович
Крамской Иван Николаевич
Поленов Василий Дмитриевич
Романов Константин
Серов Валентин Александрович
Толстой Лев Николаевич
Тургенев Иван Сергеевич
 

Современники о Репине 

  • "Для своей эпохи, для своего поколения Репин сыграл чрезвычайно важную, новаторскую роль в русском искусстве, отказавшись от условного академизма предыдущих лет и забросав свои картины мужественными, ещё по тому времени невиданными мазками своей кисти. Репин всегда был и оставался передовым человеком и, может быть, поэтому отказался примириться с советским строем, несмотря на частые делегации, которые советская власть посылала к нему в Куоккалу, принадлежавшую ещё Финляндии, со всевозможными предложениями". (Ю.П. Анненков).
  • "Коммунисты узурпировали имя Репина, провозгласив его предвозвестником или даже основоположником несчастного 'социалистического реализма', который в свободных странах непременно вызывает смех на выставках советского искусства. Они сделали это для того, чтобы опереться на чьё-либо авторитетное имя, как Ленин опирался на Маркса и как теперешние коммунисты опираются на Ленина. Репин умер тридцать лет тому назад и поэтому не успел опровергнуть возведённую на него клевету. Но достаточно повесить картины Репина рядом с картинами Иогансона, Герасимовых, Ефанова, Яблонской или какого-нибудь Пластова, чтобы ложь и бессмыслица подобного утверждения стали вполне очевидными. Я не сомневаюсь, впрочем, что многие молодые художники в Советском Союзе со мной вполне согласны и видят в Репине большого художника, а не чиновника на службе у коммунистической пропаганды, с которой он никогда не имел ни идеологических, ни практических связей". (Ю.П. Анненков).
  • "Репину исполнилось семьдесят лет, и он пришёл ко мне на дачу с полудня, чтобы спрятаться от тех делегаций, которые, как он знал из газет, должны были явиться к нему с поздравлениями. Незадолго до этого, в том же году, умерла в Швейцарии Наталья Борисовна Нордман, и Репин остался в Пенатах один. Чтобы избежать юбилейных торжеств, он запер свою мастерскую на ключ и в праздничном светло-сером костюме, с розой в петлице и с траурной лентой на шляпе поднялся по лестнице ко мне в мою комнату и попросил ради праздника почитать ему Пушкина. У меня в это время сидели режиссёр Н.Н. Евреинов и художник Ю. Анненков. К обоим Репин относился сочувственно. Мы горячо поздравили его и, выполняя высказанное им пожелание, я взял Пушкина и начал читать. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. Анненков, коренной обитатель Куоккалы, примостился у него за спиной и стал зарисовывать Репина. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. При мне он работал не раз то с Еленой Киселёвой, то с Кустодиевым, то с Бродским, то с Паоло Трубецким.

    Всё время Илья Ефимович оставался спокоен, радостно тих и приветлив. Лишь одно обстоятельство смущало его: несколько раз мои дети бегали на разведку в Пенаты и всегда возвращались с известием, что никаких делегаций не прибыло. Это было странно, так как мы заранее знали, что и Академия художеств, и Академия наук, и множество других учреждений должны были прислать делегатов для чествования семидесятилетнего Репина.

    Ещё накануне в Пенаты стали с утра прибывать ворохи телеграмм. А в самый день торжеств – ни одной телеграммы, ни одного поздравления! Мы долго не знали, что думать. Но вечером пришла, запыхавшись, соседка по даче и тихо сказала:

    – Война!

    Все вскочили с мест, взволновались и заговорили, перебивая друг друга, о кайзере, о немцах, о Сербии, о Франце-Иосифе... Репинский праздник сразу оказался отодвинутым в прошлое. Репин нахмурился, вырвал из петлицы свою именинную розу и встал, чтобы сейчас же уйти". (К.И. Чуковский).

 

Репин в Москве