|
Репин Илья ЕфимовичИлья Ефимович Репин (1844-1930) – художник. Содержание: Биография • Картины • Современники о Репине • Репин в Москве В 1863 г. Илья Репин окончил рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге. Его учителем был И.Н. Крамской, оказавший на него большое "реалистическое" влияние. На следующий год Репин поступил в Петербургскую Академию художеств, которую окончил в 1871 г., получив Большую золотую медаль за конкурсную работу. Весной 1873 г. Репин уехал за границу. Сначала – в Италию, потом – во Францию. В Россию художник вернулся летом 1876 г. О новой европейской живописи И.Е. Репин написал: "Французы совсем не интересуются людьми. Костюмы, краски, освещение – вот что их привлекает". Его же одолевала гражданственность искусства. В 1870-1880-е гг. И.Е. Репин создал полотна с невероятным драматическим содержанием. Среди них "Бурлаки на Волге", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Арест пропагандиста", "Крестный ход в Курской губернии". Это было время взлёта художника. В 1890-х гг. Репин переживал творческий кризис. Он попытался обратиться к "чистому" искусству, отвергнутому много лет назад, но не получилось. Появились новые таланты Серов, Врубель, Коровин. На его долю осталось Торжественное заседание Государственного Совета. Великий художник Илья Ефимович Репин умер в сентябре 1930 г. в своём имении "Пенаты" в Финляндии и похоронен в саду рядом с домом. И.Е. Репин: "Я человек 60-х годов. Я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде, окружающая жизнь меня слишком волнует". Биография Репина
Картины и портреты РепинаЖанровые и исторические картины Репина – это всегда психологическая напряжённость и драматизм.
Картина "Бурлаки на Волге" написана Репиным в 1870-1873 гг. К моменту написания картины "народом редко водили суда". Об этом можно прочитать в книге Гиляровского "Мои скитания". В 1873 г., когда картина попала на Всемирную выставку в Вене, министр путей сообщения негодовал: "Ну, скажите, ради Бога, какая нелёгкая дёрнула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно – русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведён к нулю, и скоро о нём не будет и помину. А вы пишете картину, везёте её на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретёт себе этих горилл, наших лапотников". Министр не знал, что картину ещё до окончания приобрёл для своей коллекции великий князь Владимир Александрович (1847-1909). Он же способствовал её появлению на выставке. Зачем нужно было великому князю выставлять в Вене такую картину да ещё с перевёрнутым российским флагом остаётся загадкой. Кстати, великий князь Владимир Александрович, будучи в 1884-1905 гг. главнокомандующим Санкт-Петербургского военного округа, в ночь с 8 на 9 января 1905 гг. отдал приказ о применении военной силы для недопущения шествия к Зимнему дворцу с петицией к царю. Демократическая общественность встретила картину восторженно – она дополняла "стоны" Некрасова, прозвучавшие в 1858 г.:
Фёдор Достоевский так выразил свои впечатления от "Бурлаков": "Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу". Долгие годы картина висела в биллиардной великого князя Владимира Александровича, изредка появляясь на людях. После 1917 г. её перевезли в Государственный Русский музей Петербурга. В 1930-е гг. в СССР "Бурлаки" стали мощным свидетельством, обличающим угнетение народа царским режимом. Между тем в СССР бурлацкая тяга была запрещена только в 1929 г., а фактически на малых реках использовалась даже в годы Отечественной войны из-за отсутствия буксиров. Картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" Репин закончил в 1891 г., а начал писать в 1880 г. Центральными фигурами картины являются атаман Иван Серко (1610-1680), стоящий сзади писаря, и сам писарь. По легенде, которой воспользовался художник, именно Серко подписал в 1676 г. "глумливое" письмо запорожцев к турецкому султану Мехмеду IV (1642-1693). Факт существования письма, как и послания султана, в котором он повелевал запорожским казакам сдаться и их "нападениями не заставлять его беспокоиться", не является доказанным. О копиях письма, известных с XVIII в., историк Дмитрий Иванович Яворницкий (1855-1940) смог сказать только, что "их содержание вполне согласно с духом запорожского казачества". Атамана Серко Репин "срисовал" с тогдашнего командующего войсками Киевского военного округа генерала Михаила Ивановича Драгомирова (1830-1905), а в писаре – увековечил Яворницкого. Среди персонажей картины есть Тарас Бульба с сыновьями. Тарас изображён в красном жупане и белой папахе. По одной из версий позировал художнику Владимир Гиляровский. Старший сын Остап – это казак с перевязанной головой. Рядом с ним в синем жупане стоит Андрий. В левой руке он держит пику со свёрнутым жёлто-синим флагом. Кстати, у Остапа флаг чёрно-красный. Картина "Запорожцы" была центральной картиной на персональной выставке художника 1891 г. Многие критиковали её за "историческую недостоверность". Тем не менее она имела шумный успех и в России, и за рубежом. В 1892 г. её за 35 000 рублей купил император Александр III. После 1917 г. картину передали Русский музей в Петербурге. Картина "Какой простор" написана Репиным в 1903 г. К этому времени он купил земельный участок для жены и поселился в усадьбе посёлка Куоккала на берегу Финского залива. Здесь Репин провёл последние 30 лет жизни, оказавшись после 1917 г. эмигрантом. Репин уверял, что поводом для создания картины "Какой простор" явилось непосредственное жизненное впечатление, полученное им на берегу залива. Дерзость, молодость, бушующая стихия, чувство свободы. Это и есть жизнь! Картину, написанную в стиле импрессионизма, долго не принимала критика. Может быть потому, что она появилась накануне первой русской революции. Вслед за Перовым и Крамским Репин создал галерею образов выдающихся людей своего времени. Это портреты писателей, композиторов, художников, учёных. "В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым написаны". (Из статьи "История русской живописи в XIX в." художника Н.А. Бенуа).
Современники о Репине
Репин в Москве
|
© Моя Москва, 2004-2023
|
|
Почта: info@mmsk.ru |