Левитан Исаак Ильич

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) – художник, мастер русского пейзажа.

Содержание: БиографияКартиныО ЛевитанеЛевитан в Москве

Исаак Ильич Левитан. Портрет работы В.А. Серова. 1893 г.
Исаак Ильич Левитан. Портрет 1893 г.
Художник В.А. Серов

Семья Ильи Левитана переехала в Москву в начале 1870-х. Осенью 1873 г. тринадцатилетний Исаак Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Через два года умерла мать, заболел отец. В 1876 г. Левитана освободили от оплаты обучения "ввиду крайней бедности" и "больших успехов". Он упорно работал, чтобы продолжить учёбу и поддержать брата и сестер. За выставленные в 1877 г. работы он получил серебряную медаль и 220 рублей.

Были и другие трудности. Находились преподаватели, которые считали, что русский пейзаж – "дело коренных русских художников". После серии террористических актов в 1879 г. вышел указ, запрещающий евреям жить в Москве. Левитана выслали из города.

Училище Левитан окончил только в 1885 г., не получив звания художника. Ему выдали диплом учителя чистописания.

Осенью 1892 г. Исаак Левитан как "некрещёный еврей" был вынужден покинуть Москву. Однако в декабре, благодаря хлопотам друзей, он вернулся. Ещё в середине 1880-х гг. у Левитана было обострение болезни сердца. В 1896 г. она приняла тяжёлое течение.

Мастер русского пейзажа Исаак Ильич Левитан умер летом 1900 г. в своей мастерской в Большом Трёхсвятительском переулке.

 

Биография Левитана 

  • 1860. 18 (30) августа – в посаде Кибарты Ковенской губернии родился Исаак Левитан. Конец 1860-х гг. – переезд семьи в Москву.
  • 1873. Август – заявление о приёме в Училище живописи, ваяния и зодчества.
  • 1875. Смерть матери Левитана.
  • 1876. Освобождение Левитана от платы за учение "ввиду крайней бедности" и отличных успехов.
  • 1877. Смерть отца Левитана. Начало занятий в мастерской Саврасова.
  • 1879. По приказу о выселении евреев из Москвы поселился под Москвой в Салтыковке. Октябрь – зачисление на стипендию имени князя В.А. Долгорукого. Написана картина "Осенний день. Сокольники".
  • 1880. Январь – картина Левитана "Осенний день. Сокольники" куплена Третьяковым.
  • 1881. Левитан получил Малую серебряную медаль за рисунок с натуры, представленный на годичном экзамене в Училище.
  • 1882. Начало занятий у В.Д. Поленова.
  • 1883. Советом преподавателей отвергнута дипломная работа Левитана на звание классного художника.
  • 1884. На XII Передвижной выставке показал картину "Вечер на пашне". Весна – этюды в Саввинской слободе под Звенигородом. Декабрь – Левитан начал писать декорации для оперы Мамонтова.
  • 1885. Жизнь в деревне Максимовке. Покушение Левитана на самоубийство. Переезд в Бабкино.
  • 1886. Весна – Левитан уехал в Крым. Получение из Училища диплома внеклассного художника. Знакомство с С.П. Кувшинниковой.
  • 1887. Весна – первая поездка на Волгу. Лето – у Чеховых в Бабкине. Осень – этюды в Саввинской слободе.
  • 1888. Вторая поездка на Волгу, жизнь в Плёсе.
  • 1889. Поездка в Плёс. Картины "Берёзовая роща", "Вечер. Золотой Плёс". "После дождя. Плёс", "Золотая осень. Слободка". Осень – начало работы в мастерской С.Т. Морозова.
  • 1890. Весна – поездка за границу, Франция и Италия. Лето – Левитан опять в Плёсе. Написал "Тихую обитель". Третьяков купил "Золотой Плёс" и "После дождя".
  • 1891. Левитан снял квартиру в доме С.Т. Морозова. Вступил в члены Товарищества передвижных выставок.
  • 1892. Третьяков приобрёл картину Левитана "У омута". Весна – приезд к Чехову в Мелихово. Ссора из за рассказа "Попрыгунья". Лето – Левитан в Болдине по Нижегородской железной дороге. Эскиз к картине "Владимирка". Евреям запрещено жить в Москве. Декабрь – после получения разрешения Левитан вернулся в Москву. Закончены картины "У омута", "Владимирка".
  • 1893. Серов написал портрет Левитана. Лето – в имении Ушаковых на озере Островно Тверской губернии. Начало работы над картиной "Над вечным покоем".
  • 1894. Левитан принёс в дар Третьяковской галерее картину "Владимирка". Весна – поездка за границу – Вена, Ницца, Париж. Лето – снова в имении Ушаковых на Островенском озере. Знакомство Левитана с А.Н. Турчаниновой.
  • 1895. Январь – Левитан помирился с Чеховым. Весной живет в имении Горка, пишет картину "Март", этюды "Весна. Большая вода", "Весна, последний снег". Июнь – попытка самоубийства. В Горку приехал А.П. Чехов. Написана "Золотая осень". Зимой закончена картина "Свежий ветер".
  • 1896. Третьяков приобрел "Март" и "Золотую осень". Новый год Левитан встретил в Мелихове в семье Чеховых.
  • 1897. Левитан получил звание академика. 4 марта – А. Чехов выслушал сердце Левитана и установил его тяжёлое заболевание. Поездка за границу: Вена, Италия, Швейцария, Германия. Лето – в Успенском – подмосковном имении С.Т. Морозова. Напечатана статья Левитана на смерть А.К. Саврасова. Картины "Весна. Большая вода", "Шоссе, осень", "Последние хорошие дни осени".
  • 1898. Написана картина "Тишина", работа над картинами "Озеро" ("Русь"), "Буря дождь". Весна – поездка за границу: Наугейм, Мюнхен, Париж. Сентябрь – Левитан стал преподавателем пейзажного класса в Училище живописи.
  • 1899. Выставка журнала "Мир искусства" и XXVII Передвижная выставка. Лето – Левитан в деревне Окуловка Новгородской губернии. Написаны "Летний вечер", "Последние лучи солнца", "Избы", "Сумерки. Стога", "Сумерки. Сараи". На мольберте стоит картина "Озеро". 22 декабря – отъезд к А.П. Чехову в Ялту. П.П. Трубецкой вылепил статуэтку с И.И. Левитана.
  • 1900. Участие в выставке журнала "Мир искусства" и XXVIII выставке передвижников. Конец апреля – тяжёлая болезнь после простуды в Химках. Начало мая – А.П. Чехов навестил больного Левитана. В Русском отделе Всемирной выставки в Париже представлены картины Левитана: "Осень", "Ранняя весна", "Весна". "Лунная ночь". 22 июля (4 августа) – умер Левитан.
 

Картины Левитана 

Картины Левитана – это талант из обыденных видов русской природы создать "иконные образы". Он писал всюду: в глухих зарослях леса и на речных просторах, в залитой солнцем берёзовой роще и осенним днём в пригороде.

Один из его современников художник Ф.А. Малявин убеждал И.Э. Грабаря бросить писать пейзажи, так как Левитан "всё переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать".

И.И. Левитан. Картина 'Март'. 1895 г.
Март
И.И. Левитан. Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой. 1888 г.
С. Кувшинникова
И.И. Левитан. Картина 'Над вечным покоем'. 1894 г.
Над вечным покоем
Берёзовая роща
Вечер, Золотой Плёс
Вечерний звон
Тихая обитель
 

О Левитане 

  • "Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает всё... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист". (И.И. Левитан).
  • "Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник... Но это моё прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всём и не уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения". (И.И. Левитан).
  • "Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них – собственники. Им нужно всё или ничего. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, всё остальное – суета сует. Но, понимая это, я всё же стремлюсь к невозможному, мечтаю о несбыточном". (И.И. Левитан).
  • "Картины Левитана дают почувствовать всё, что таится прекрасного в нашей чуждой эффектов природе, весь простор, весь однозвучный как будто на первый взгляд простор родных полей". (В.А. Гольцев).
  • "Я очень дорожил знакомством с Левитаном, потому что ни один художник не производил на меня такого впечатления, как он. В каждой картине его, даже незначительном наброске, я видел то, что Крамской называл в картине 'душой'. Эту душу я видел не только в картинах Левитана, но и в его этюдах. По моему мнению, никто так, как Левитан, не знал и не любил нашу бедную русскую природу. Мало того, он обладал даром заставить и других понимать и любить её". (А.П. Ланговой).
  • "Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного 'левитановским'". (И.Э. Грабарь).
  • "Левитан поражал всякого своим замечательным лицом и чуткими, вдумчивыми глазами, в которых светилась редкая и до крайности чуткая, поэтическая душа". (Ф.И. Шаляпин).
  • "Левитан был одним из тех редких людей, которые не имеют врагов, – я не помню, чтобы кто-нибудь отрицательно отзывался о нём... Поленов буквально его обожал, и он был у него принят как свой человек, как родной". (А.Я. Головин).
  • "Основной чертой Левитана было изящество. Это был 'изящный человек', у него была изящная душа. Каждая встреча с Левитаном оставляла какое-то благостное, светлое впечатление. Встретишься с ним, перекинешься хотя бы несколькими словами, и сразу делается как-то хорошо, 'по себе' – столько было в нём благородной мягкости". (А.Я. Головин).
 

Левитан в Москве