Романова Елизавета Фёдоровна

Елизавета Фёдоровна Романова (1864-1918) – великая княгиня.

Содержание: Посвящение"Я принадлежу Москве"Германия – Россия – ПалестинаЕлизавета Романова в Москве

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. 1887 г.
Елизавета Романова, 1887 г.

В 1864 г. в немецком городе Дармштадте родилась девочка, которую назвали Елизаветой Александрой Луизой Алисой. Судя по количеству имён, святых покровителей должно было ей хватить на долгую, счастливую жизнь. Отцом Эллы, так звали девочку в семье, был великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг IV, а матерью – принцесса Алиса, дочь английской королевы Виктории. До 14 лет девочку воспитывала мать, много времени уделявшая благотворительности. В 1878 г. в возрасте 35 лет мать умерла, и Элла уехала к бабушке в Англию.

Элла обладала множеством талантов, которые придавали её красоте тонкость и одухотворённость: обладала приятным голосом и хорошо пела, разбиралась в живописи и умела рисовать, любила цветы и составляла из них прекрасные букеты.

В 1884 г. двадцатилетняя Элла вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (1857-1905), брата императора Александра III (1845-1894), и стала великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Казалось бы впереди счастливая семейная жизнь. Однако семья получилась странная. Одни говорили, что странность определялась равнодушием князя к женщинам. Другие – религиозностью Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича.

Трудно понять, в какой степени благотворительность была вызвана внутренним побуждением Елизаветы Фёдоровны, а в какой – семейными обстоятельствами. Да и едва ли нужно это "взвешивание". В то время благотворительность была естественной, а положение жены генерал-губернатора давало для этого дополнительные возможности. Великая княгиня их использовала и, не имея своих детей, помогала тысячам "чужих", которые в её помощи нуждались.

 

Посвящается княгине Елизавете Фёдоровне 

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова. Портрет работы С.Ф. Александровского. 1887 г.
Елизавета Романова, 1887 г.

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

К.Р., 24 сентября 1884 г.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова. Портрет работы Ф.А. фон Каульбаха. 1900-е гг.
Елизавета Романова, 1900-е гг.
 

"Я принадлежу Москве" 

Так или иначе, женское счастье не состоялось, и всю энергию Елизавета Фёдоровна направила на благотворительность:

  • после назначения в 1891 г. великого князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором Елизавета Фёдоровна уже в апреле следующего года организовала общество попечения о детях, которое назвали Елизаветинским. За четверть века общество дало образование, научило профессии и оказало другую помощь девяти тысячам детей;
  • в 1905 г. великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова стала пожизненным председателем Московского отделения Российского Общества Красного Креста. В том же году, во время русско-японской войны она организовала помощь воинам, вдовам и детям-сиротам;
  • в 1907 г. она приобрела на свои средства усадьбу с четырьмя домами и большим садом по адресу улица Б. Ордынка, 34. В 1909 г., в память мужа, убитого 4 февраля 1905 г. террористом Иваном Каляевым (1877-1905), Елизавета Фёдоровна устроила в ней Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В 1908-1912 гг. в обители построили церковь Покрова Богоматери. К работе над храмом Елизавета Фёдоровна привлекла А.В. Щусева, М.В. Нестерова, братьев Павла и Александра Кориных. Церковь Покрова стала шедевром неорусского стиля. Правда, не все приняли стилизацию. Некоторые называли церковь декорациями в былинно-билибинском духе, подделкой в "стиле а ля рюсс";
  • в 1909 г. по инициативе Николая II (1868-1918) в России было образовано движение скаутов, которое перед войной взяла под своё покровительство великая княгиня. Это у скаутов пионеры переняли пароль-отзыв "Будь готов!" – "Всегда готов!";
  • во время германской войны 1914 г. княгиня Елизавета Фёдоровна организовала медицинскую помощь солдатам и офицерам. Уже в конце 1914 г. в городе было около восьмисот лазаретов. Будучи человеком, действительно сострадательным, она старалась помочь и военнопленным, находившимся в госпиталях, за что либеральная пресса обвиняла её в пособничестве немцам и шпионаже.

Во время декабрьского восстания 1905 г. великая княгиня Елизавета Фёдоровна была в Царском Селе. Опасаясь за неё, генерал-губернатор Дубасов (1845-1912) через Николая II препятствовал её приезду в Москву. Тогда она обратилась с письмом к Владимиру Фёдоровичу Джунковскому (1865-1938), занимавшему тогда пост губернатора: "Я нахожу, что Дубасов кругом не прав – он ведь не может знать, как и чем я буду заниматься... Революция не может кончиться со дня на день, она может только ухудшиться или сделаться хронической, что, по всей вероятности, и будет. Я себя чувствую за границей, я порываю связь с Москвой, а между тем мой долг заняться теперь помощью несчастным жертвам восстания. Я... предпочитаю быть убитой первым случайным выстрелом из какого-нибудь окна, чем сидеть тут, сложа руки. ...Я принадлежу Москве. Оставаясь ещё, как я уже говорила, я порываю нить со всеми бедными и закрепляю за собой слово "подлая". ...Не надо бояться смерти... Елизавета. Царское Село. 22 декабря 1905 г."

Елизавета Фёдоровна приехала в восставший город, понимая, что начавшаяся революция может "только ухудшиться или стать хронической". Весной 1915 г., по России прошла волна злобы против немцев. В Москве толпа забросала камнями карету Елизаветы Феодоровны. Императрица писала Государю: "В карету Эллы... бросались камни и в неё плевали, но она не хотела с Нами говорить об этом". Тем более, она понимала, какой опасности подвергается, оставаясь в России в 1917 г.:

  • тревожным летом 1917 г. император Вильгельм II через нейтральную Швецию передал Елизавете Фёдоровне приглашение уехать в Германию. Она ответила, что разделит судьбу страны, которую считала своей;
  • после "великого переворота, преобразившего Россию", немецкое командование добилось у большевиков разрешения на выезд Елизаветы Фёдоровны в Германию. Она вновь отказалась, не желая оставлять на произвол судьбы больных, раненых и детей. Её простые, чистые слова потрясают: "Я никому ничего дурного не делала. Мне нечего бояться".
 

Германия – Россия – Палестина 

В апреле 1918 г. великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова была арестована ЧК, а в ночь на 18 июля её и других арестованных сбросили в заброшенную шахту недалеко от Алапаевска под Пермью. Некоторые были при этом живые. В их числе, и великая княгиня.

Жизнь, обещавшая столько человеческого счастья, прошла в подвижничестве и трагически оборвалась в шахте-преисподней. Ещё в дни молодости, во время посещения с мужем Палестины, двадцатичетырёхлетняя Елизавета высказала пожелание быть похороненной в тех местах. Прошло время, и желание исполнилось. После прихода в Алапаевск армии А.В. Колчака (1874-1920) тело великой княгини подняли из шахты и через Читу перевезли вначале в Пекин, а потом через Шанхай, Харбин и Порт-Саид – в Палестину. Здесь в 1921 г. великую княгиню похоронили в церкви Марии Магдалины, на освящении которой она была в 1888 г.

Родившись в Германии, пройдя тернистый путь благотворителя в России, Элла нашла покой в земле Палестины.

 

Елизавета Романова в Москве 

Москва хранит память о Елизавете Романовой. Вот некоторые елизаветинские адреса:

Теперь, по прошествии стольких лет забвения, мы можем вспомнить о немецкой принцессе, ставшей русской великой княгиней и оставившей о себе память на улицах Москвы.