Фурманный, 3 - 5. Дом Герасимова

Фурманный, 3 и Фурманный, 5 – дома, которыми в 1908-1918 гг. владел А.Г. Герасимов. Они не только принадлежали одному владельцу. У них похожие фасады, хотя дом 3 построен в 1899 г. по проекту Н.Д. Бутусова, а дом 5 – в 1897 г. по проекту И.Д. Боголепова. Недалеко, по адресу Фурманный, 16, находится ещё один дом архитектора Н.Д. Бутусова.

Фурманный, 3. Доходный дом Герасимова. 2011 г.
Фурманный, 3. Дом Герасимова

Фурманный, 5. Доходный дом Герасимова. 2011 г.
Фурманный, 5. Дом Герасимова

Первоначально дома были в три этажа, которые занимали квартиры для сдачи в аренду. После переворота 1917 г. квартиры превратили в коммунальные, а сам дом изуродовали надстройкой "голого" четвёртого этажа, который даже не пытался прикинуться родным.

Фурманный, 3. Доходный дом Герасимова. 2011 г.
Фурманный, 3

Фурманный, 5. Доходный дом Герасимова. 2011 г.
Фурманный, 5

В некотором смысле дом 3 в Фурманном переулке – одно из булгаковских мест. В 1930-х в нём жил драматург Владимир Наумович Билль-Белоцерковский (1885-1970). В декабре 1928 г. он подписал письмо "Объединение 'Пролетарский театр' – И. Сталину", в котором задавал вопрос: "Как расценивать фактическое 'наибольшее благоприятствование' наиболее реакционным авторам (вроде Булгакова, добившегося постановки четырёх явно антисоветских пьес в трёх крупнейших театрах Москвы; притом пьес, отнюдь не выдающихся по своим художественным качествам, а стоящих, в лучшем случае, на среднем уровне)?"

В письме "Ответ Билль-Белоцерковскому" от 2 февраля 1929 г. Сталин написал: "Почему так часто ставят на сцене пьесы Булгакова? Потому, должно быть, что своих пьес, годных для постановки, не хватает. На безрыбье даже 'Дни Турбиных' – рыба. Конечно, очень легко 'критиковать' и требовать запрета в отношении непролетарской литературы. Но самое лёгкое нельзя считать самым хорошим. Дело не в запрете, а в том, чтобы шаг за шагом выживать со сцены старую и новую непролетарскую макулатуру в порядке соревнования, путём создания могущих её заменить настоящих, интересных, художественных пьес советского характера. А соревнование – дело большое и серьёзное, ибо только в обстановке соревнования можно будет добиться сформирования и кристаллизации нашей пролетарской художественной литературы".

Прямая попытка использования "административного ресурса" не удалась. Но длительная осада помогла выжить Булгакова из театра. Сейчас мало кто помнит драматурга Билль-Белоцерковского. Он упоминается "благодаря" Булгакову.

 

Фурманный переулок, дом 3-5 на карте

 

Другие дома в Фурманном переулке.