Репин о России

И.Е. Репин. Арест пропагандиста. 1880-1889, 1892 гг.
Арест пропагандиста, 1880-1889, 1892 гг.
И.Е. Репин. Манифестация 17 октября 1905 года. 1907 г. Доработана в 1911 г.
Манифестация 1905 г., 1907 г.
И.Е. Репин. Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка. 1918 г.
Большевики, 1918 г.

Картина "Арест пропагандиста" написана Репиным в 1880-1889, 1892 гг. Это работа о крушении надежд революционеров-народовольцев. Не приняла деревня идею борьбы с самодержавием "с целью передачи власти народу". Крестьян одолевали заботы, как обуть и накормить семью, им было не до светлого будущего. Нередко они выдавали властям "смутьянов". В последнем варианте картины народоволец противопоставлен властям практически один. Девушка в дверях – единственная, кого огорчил арест пропагандиста и, кажется, сочувствует ему. Сам И.Е. Репин называл её сообщницей народовольца. Она может оказаться следующей.

Юношам и девушкам, пожелавшим осчастливить народ, хорошо было бы почаще вспоминать слова И.С. Тургенева: "Да, наш народ спит... Но, мне сдаётся, если что его разбудит – это будет не то, что мы думаем". "Новь". 1876 г.

Картину "Арест пропагандиста" зрители впервые увидели в 1891 г. на персональной выставке И.Е. Репина в Петербурге. Устроители опасались её выставлять и пригласили царя осмотреть экспозицию перед открытием выставки. Репин вспоминал: "Александр III всё рассмотрел. Даже 'Арест пропагандиста' вытащили ему, и тот рассматривал и хвалил исполнение, хотя ему показалось странным, почему я писал это так тонко и старательно".

"Манифестация 17 октября 1905 года" написана в 1907 г. Доработана в 1911 г. Манифестации стали частью общественной жизни России в 1905 г. Критик и публицист В.В. Розанов в статье "Карнавал, полный безумия" писал о картине: "Сумасшествие и энтузиазм... Это – так! Это – верно!" Под давлением политических стачек царь даровал народу первую Конституцию, дал свободу слова и собраний.

"Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребёнка". Картина написана в 1918 г. Долгое время она не выставлялась. Её даже не было в каталогах. Сначала картина находилась в частной коллекции в США, потом – в коллекции М.Л. Ростроповича и Г.П. Вишневской. Осенью 2007 г. Вишневская собиралась выставить коллекцию на аукционе "Сотбис". Однако за день до аукциона её оптом купил Алишер Усманов, заплатив значительно больше предварительной оценки. Считая коллекцию "национальным достоянием", Усманов передал её Константиновскому дворцу под Петербургом.

И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880-1883 гг.
Крестный ход, 1880-1883 гг.
И.Е. Репин. Торжественное заседание. 1903 г.
Торжественное заседание Государственного совета, 1903 г.

Картина "Крестный ход в Курской губернии" написана Репиным в 1880-1883 гг. Море людей, Русь православная глазами художника в день совершения Крестного хода с чудотворной иконой Божьей матери.

Картина была представлена на XI выставке "передвижников". Её судьба была похожа на судьбу картины Перова с похожим названием, написанную на 20 лет раньше "Сельский крестный ход". Работу тоже ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. Но её сразу оценил по достоинству и после выставки приобрёл для своей галереи Павел Третьяков.

Картина "Торжественное заседание Государственного совета" написана в 1903 г. Её полное название – "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея". Это был правительственный заказ. Условием художника было обязательное персональное позирование каждого из сановников.

В работе участвовали ученики Репина – Б.М. Кустодиев и И.С. Куликов. Они помогали найти композиционное решение, по эскизам мастера писали фигуры участников заседания. Через несколько месяцев после начала работы Кустодиев сетовал в письме: "Репин заставил опять переделывать почти всё снова и будет ли доволен теперь, не знаю".

Картина "Торжественное заседание" получила высокую оценку. Все отмечали её достоверность. Критик В.В. Стасов писал художнику: "Картина ваша чудная, необыкновенная и стоит выше всяческих похвал".

 

Другие картины Репина.