Яндекс.Недвижимость: квартиры в новостройках от застройщика. Квартиры в ипотеку


Арест пропагандиста

 

Картина Репина "Арест пропагандиста" 

И.Е. Репин. Арест пропагандиста. 1880-1889, 1892 гг.
И.Е. Репин. Арест пропагандиста

Картина "Арест пропагандиста" написана Репиным в 1880-1889, 1892 гг. Это работа о крушении надежд революционеров-народовольцев.

Не приняла деревня идею борьбы с самодержавием "с целью передачи власти народу". Крестьян одолевали заботы, как обуть и накормить семью, им было не до светлого будущего. Нередко они выдавали властям "смутьянов". В последнем варианте картины народоволец противопоставлен властям практически один.

Равнодушно смотрят мужики на всё происходящее. Едва различима тёмная фигура главного оппонента, на которого обращён гневный взор арестанта. Девушка в дверях – единственная, кого огорчил арест пропагандиста и, кажется, сочувствует ему. Она появилась в последнем варианте картины. Сам И.Е. Репин называл её сообщницей народовольца. Она может оказаться следующей.

Юношам и девушкам, пожелавшим осчастливить народ, хорошо было бы почаще вспоминать слова И.С. Тургенева: "Да, наш народ спит... Но, мне сдаётся, если что его разбудит – это будет не то, что мы думаем". "Новь". 1876 г.

Картина "Арест пропагандиста" была последней в ряду произведений художника на тему народнического движения. Ей предшествовали "Под конвоем. По грязной дороге" (1876), "Не ждали" (1884), "Отказ от исповеди" (1885).

В 1891 г. "Арест пропагандиста" купил Павел Третьяков. Однако прежде, чем отправить картину в Москву, Репин в очередной раз внёс в неё изменения. 13 февраля 1892 г. он написал Третьякову: "В картине 'Арест' я переписал целую фигуру, в глубине. Вместе спящего мужика (очень частный случай) теперь сидит местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. Не доносчик ли? Не вздумайте восстановлять: прежняя фигура соскоблена почти до грунта. Лицо девицы-сообщницы пришлось тронуть всё: царапина приходилась на щеке".

 

"Арест пропагандиста" – мнение императора 

Картину "Арест пропагандиста" зрители впервые увидели в 1891 г. на проходившей в Петербурге персональной выставке И.Е. Репина. Тогда он уже не был членом Товарищества передвижных выставок.

Устроители выставки опасались её выставлять и пригласили царя осмотреть экспозицию перед открытием выставки. Репин вспоминал: "Александр III всё рассмотрел. Даже 'Арест пропагандиста' вытащили ему, и тот рассматривал и хвалил исполнение, хотя ему показалось странным, почему я писал это так тонко и старательно".

 

Другие картины Репина