Яндекс.Недвижимость: квартиры в новостройках от застройщика. Квартиры в ипотеку


Бурлаки на Волге

 

Картина Репина "Бурлаки на Волге" 

И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг.
И.Е. Репин. Бурлаки на Волге

Картина "Бурлаки на Волге" написана Репиным в 1870-1873 гг.

В 1868 г. он был на этюдах в Усть-Ижоре, где увидел рядом с празднично одетой публикой, гуляющей по берегу Невы, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков. Это так поразило Репина, что он решил написать картину, показывающую контраст "чистой публики" и бурлаков.

Первые наброски картины, сделанные под Петербургом, Репин показал художнику Фёдору Васильеву (1850-1873), который отозвался о них критически: "Тут эти барышни, кавалеры, дачная обстановка, что-то вроде пикника; а эти чумазые уж очень как-то искусственно 'прикомпоновываются' к картинке для назидания: смотрите, мол, какие мы несчастные уроды, гориллы. Ох, запутаешься ты в этой картине: уж очень много рассудочности. Картина должна быть шире, проще... Бурлаки так бурлаки! Я бы на твоём месте поехал на Волгу – вот где, говорят, настоящий традиционный тип бурлака, вот где его искать надо; и чем проще будет картина, тем художественнее".

Летом 1870 г. Илья Репин отправился на Волгу. Его спутниками были младший брат музыкант Василий Репин (1853-1918) и художники Фёдор Васильев и Евгений Макаров (1842-1884). Остановились они в селе Ширяеве, расположенном в живописном месте посреди Жигулёвских гор. Своих "Бурлаков" по результатам поездки Репин писал до 1873 г.

Во время работы над картиной к нему зашёл высокий человек с тёмно-русой бородой. Это был московский промышленник, собиратель русской живописи Павел Третьяков. Знакомство переросло в дружбу. Репин давал советы о приобретении картин для галереи, а Третьяков старался покупать лучшее, что выходило из-под кисти художника.

Но "Бурлаки" попали не к Третьякову. Ему пришлось довольствоваться промежуточным вариантом. По предварительному условию "Бурлаков на Волге" купил великий князь Владимир Александрович (1847-1909), который был товарищем президента Императорской академии художеств и по должности обязан был "поощрять таланты". Долгие годы она висела в биллиардной князя, изредка появляясь на людях. После 1917 г. картина была перевезена в Государственный Русский музей Петербурга.

 

Идея картины "Бурлаки на Волге" 

К моменту написания картины "народом редко водили суда". Об этом можно прочитать в книге Гиляровского "Мои скитания". В 1873 г., когда картина попала на Всемирную выставку в Вене, министр путей сообщения негодовал: "Ну, скажите, ради Бога, какая нелёгкая дёрнула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно – русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведён к нулю, и скоро о нём не будет и помину. А вы пишете картину, везёте её на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретёт себе этих горилл, наших лапотников".

Министр не знал, что картину ещё до окончания приобрёл для своей коллекции великий князь Владимир Александрович. Он же способствовал её появлению на выставке. Зачем нужно было великому князю выставлять в Вене такую картину да ещё с перевёрнутым российским флагом остаётся загадкой. Кстати, великий князь Владимир Александрович, будучи в 1884-1905 гг. главнокомандующим Санкт-Петербургского военного округа, в ночь с 8 на 9 января 1905 гг. отдал приказ о применении военной силы для недопущения шествия к Зимнему дворцу с петицией к царю.

Демократическая общественность встретила картину восторженно – она дополняла "стоны" Некрасова, прозвучавшие в 1858 г.:

Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой!..

Фёдор Достоевский так выразил свои впечатления от "Бурлаков": "Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу".

Зачастую бурлаками становились люди, ставшие в силу разных обстоятельств бродягами и бездомными. Одних привлекала вольная жизнь, другие скрывались от закона. Именно они составляли костяк бурлацкой артели. На картине Репина это трое бурлаков в голове ватаги. В путину они исправно работали на хозяина – тянули лямку, а по окончании – объединялись в станицы (шайки) и работали на себя. Об этом можно почитать у Гиляровского. Судя по лицам, они имели проблемы с полицией, и те, кто встретился бы им на узкой дорожке едва ли бы вспомнили о любви к народу.

Были, конечно, и деревенские мужики, обременённые семьями и хозяйством. Одного из них Репин изобразил в шляпе и с трубочкой, идущего за "троицей".

В 1930-е гг. в СССР "Бурлаки" стали мощным свидетельством, обличающим угнетение народа царским режимом. Между тем в СССР бурлацкая тяга была запрещена только в 1929 г., а фактически на малых реках использовалась даже в годы Отечественной войны из-за отсутствия буксиров.

 

Другие картины Репина