|
Музей-усадьба "Царицыно"Содержание: Музей-усадьба "Царицыно" в Москве – история • Дворец "Царицыно" – архитектура, фото • Мосты Царицына • Царицынские пруды • Фонтан на острове-подкове • Схема усадьбы "Царицыно" • Прогулка по Царицыну Музей-усадьба "Царицыно" в Москве – историяНазвание "Царицыно" появилось в XVIII в. Изначально же эта местность называлась Чёрная Грязь. В конце XVI в. село Чёрная Грязь было вотчиной царицы Ирины Фёдоровны, урождённой Годуновой, (1557-1603), сестры Бориса Годунова и супруги царя Фёдора I Иоанновича (1557-1598). В 1982 г. обнаружили пологий спуск к пруду, который считают остатками лестницы палат Ирины. Память о царице сохранилась также в названии соседнего села – Оринино. Сведения о судьбе Чёрной Грязи после смерти царя Бориса и гибели семьи Годуновых, долгое время отсутствуют. В 1633 г. по указу великого князя Михаила Фёдоровича "дворцового села Коломенского пустошь Черногрязская" была продана в вотчину окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу за 73 рубля. Стрешнев выдвинулся благодаря женитьбе царя Михаила на его дочери Евдокии в 1626 г. В 1684 г. боярин Иван Фёдорович Стрешнев передал Чёрную Грязь своему внуку, князю Алексею Васильевичу Голицыну. Однако обустройством усадьбы занялся не новый владелец, а его отец – фаворит царевны Софьи, видный государственный деятель, дипломат и полководец Василий Васильевич Голицын. Он выстроил в Чёрной Грязи новый господский дом, завёл обширное хозяйство и разбил великолепный плодовый сад. При Голицыне на речках Городенке и Беляевке были построены плотины и образовался огромный пруд, сохранившийся до наших дней под названием Верхнего Царицынского. После неудавшегося заговора Софьи в 1689 г. Голицына лишили боярства, состояния и сослали в Архангельский край, где он прожил двадцать пять лет, до самой смерти. Чёрная Грязь в числе прочего имущества Голицыных была конфискована и отошла в казну. В 1712 г. Пётр I подарил усадьбу молдавскому господарю, князю Дмитрию Кантемиру, который за год до того выступил на стороне России в неудачной войне против Турции и потерял свой престол. Кантемиры вели свой род от Тимура Тамерлана и своё имя толковали как "Кан Темир" – "родичи Тимура". В 1775 г. императрица Екатерина II несколько раз приезжала в Коломенское и во время одной из прогулок оказалась близ Чёрной Грязи. Её владельцем тогда был Сергей Кантемир – последний из оставшихся в живых сыновей Дмитрия Кантемира. Екатерине так понравилось живописное местоположение усадьбы, что она тут же пожелала её купить. В мае 1775 г. была оформлена купчая. Императрица дала усадьбе новое название – село Царицыно, старое показалось ей неблагозвучным. По её приказу все старые постройки, кроме церкви, были снесены. Она решила отстроить Царицыно заново. В 1776 г. Екатерина II поручила Василию Баженову построить дворец в Царицыне. Прошло десять лет упорного труда, Баженов предъявил Екатерине почти готовый затейливый дворец в неоготическом стиле. Императрице дворец сильно не понравился. Время ушло, деньги потрачены – положение хуже некуда. Екатерина поручила Василию Баженову представить предложения по исправлению положения. Одновременно она дала такое же поручение Казакову. В. Баженов "успел" первым, но Екатерина отправила его в отставку. Возможной причиной была близость Баженова к масонам и его контакты с наследником Павлом, которые имели место на фоне слухов о готовящемся покушении. Казаковым дворец перестраивался в 1787-1796 гг., но завершён так и не был. Сначала финансирование сократили из-за очередной Русско-турецкой войны (1787-1791), потом осенью 1791 г. умер фактический вдохновитель строительства князь Г.А. Потёмкин-Таврический, а осенью 1796 г. – сама заказчица Екатерина II. В 1918 г. председателем волостного совета стал крестьянский поэт Филипп Степанович Шкулёв (1868-1930), создатель песни "Мы кузнецы". По его предложению посёлок Царицыно переименовали в Ленино. Историческое название вернулось в 1990 г. Строительство дворца Царицыно завершили через 200 лет. Теперь в нём – музей-усадьба "Царицыно". Дворец "Царицыно" – архитектура, фотоБольшой дворец построен в 1787-1796 гг. по проекту Матвея Казакова на месте разрушенного дворца Василия Баженова. Баженовский дворец должен был состоять из двух симметричных двухэтажных корпусов, соединённых оранжереей. Один корпус предназначался для императрицы, другой – для её сына цесаревича Павла. За время строительства у Павла родились двое сыновей, и Баженов заменил оранжерею на жилое здание "для прибавившейся императорской фамилии". Дворец Казакова представляет собой два двухэтажных корпуса с восьмигранными башнями по углам, соединённых трёхэтажной вставкой. Центральная часть была парадной, боковые здания – жилые. Правый корпус, обращённый в сторону прудов, предназначался для Екатерины, левый, выходящий к Хлебному дому, – для Павла с семьёй. Строительство Большого дворца закончилось 1796 г. Тогда крышу дворца перекрыли временной кровлей и начали отделочные работы. Однако после смерти Екатерины осенью 1796 г. Павел I распорядился прекратить в Царицыне все работы. Постепенно постройки приходили в упадок. В 1832 г. журнал "Телескоп" напечатал: "Казаков выстроил дворец, который теперь стоит как мавзолей над гением Баженова". После реставрации, проведённой в 2005-2007 гг. Большой дворец в Царицыне стал одной из главных достопримечательностей Москвы. Хлебный дом – кухня императрицы Екатерины II – получил своё название по горельефам в виде каравая с солонкой и вензелю из букв "Х" и "С", означающем хлеб-соль. Массивное квадратное здание со скруглёнными углами и внутренним двором построено по проекту Баженова в 1784-1785 гг. Постоянная железная кровля со скатами была возведена в 1787-1788 гг. уже под руководством Матвея Казакова. В здании были погреба, ледники, три кухни, кондитерская и скатертная. С Большим дворцом оно соединялось галереей с высокой аркой, получившей из-за своего декора название "Колючая". В середине XIX в. в здании помещалась больница, с 1880-х помещения сдавались внаём под дачи. В 1920-1970 гг. Хлебный дом заняли коммуналки. Реставрация, начавшаяся в 1987 г., перешла в реконструкцию и завершилась в 2006 г. В процессе реконструкции внутренний двор Хлебного дома был перекрыт стеклянным куполом и превращён в атриум. Сейчас в здании размещены исторические экспозиции музея-усадьбы "Царицыно". Атриум используется как концертный и выставочный зал. Первый Кавалерский корпус, стоящий напротив Хлебного дома, построен по проекту Баженова в 1784-1785 гг. Одноэтажное здание с оригинальным планом в виде "уголка" украшено четырёхколонным с портиком с фронтоном-кокошником. Крыша огорожена высоким парапетом со стрельчатыми проёмами. Внутри корпуса анфилада из трёх комнат – центральной угловой и двух боковых. Скорее всего, сооружение предназначалось для прислуги. С 1870-х гг. Первый Кавалерский корпус арендовали под дачу состоятельные чиновники и купцы. В 1911 г. здание надстроили на два этажа, а количество сдаваемых комнат увеличили до 23-х. После 1917 г. в разное время здание занимали Совет рабочих депутатов, детский дом, исполком Ленинского районного совета, музыкальная школа. В 1987-1994 гг. проводились реставрационные работы: разобрали надстроенные этажи, восстановили первоначальную планировку, удалили штукатурку с краснокирпичных стен, реконструировали фронтон и парапет. С 1995 г. здание занимает дирекция музея-заповедника "Царицыно". Второй Кавалерский корпус, называемый также Восьмигранным, или Лакейским домом, построен Баженовым в 1784-1785 гг. Четыре из восьми фасадов, ориентированные по сторонам света, украшены четырёхколонными портиками с фигурными фронтонами-кокошниками. В центре здания расположен круглый зал, в который выходят 16 комнат. Половина из них – квадратные, половина – треугольные. Возможно, здание предназначалось под купальню с бассейном и солярием на крыше, огороженной высоким ажурным парапетом. Строение практически не использовалось. В 1932 г. внутренние стены были разобраны на стройматериалы. Постепенно здание превратилось в руины. После реставрации, проведённой в 1984-1994 гг., в нём разместились выставочные залы. С 2001 г. здание занимают службы дирекции музея-усадьбы "Царицыно". Третий Кавалерский корпус был построен по проекту Баженова в 1776-1779 гг. На чертежах он помечен как "Третий дом" или "Малый домик". Кстати, словосочетание "кавалерский корпус" появилось при паспортизации Царицынского ансамбля в 1947 г. Считается, что кавалерские корпуса предназначались для размещения свиты императрицы. Однако подтверждающих это документов нет. В наименьшей степени предположение справедливо относительно Третьего корпуса. Здание расположено на живописном холме возле Нижнего (Среднего) пруда на месте, откуда Екатерина II в летнюю ночь 1775 г. любовалась фейерверками. Его архитектура представляет собой прямоугольный объём со скруглёнными углами, в который вписан круглый зал, с выступающей полуротондой. Крыша огорожена изящным парапетом и завершается бельведером – площадкой, с которой открывается "прекрасный вид" на окрестности. Так что строение, скорее всего, предназначалось для самой императрицы. Внутренние работы в Третьем кавалерском корпусе, начатые в 1784 г., были остановлены в 1785 г. Начиная с 1810-х гг. здание использовалось в качестве гостиницы с трактиром, в 1872-1917 гг. – дачи. В конце 1920-х гг. в нём открыли музей, в 1937-1973 гг. его занимал районный Дом культуры с кинотеатром. Потом опять был музей. Здание привели в первоначальный вид при реставрации в 1998-2003 гг. Малый или Полуциркульный дворец, построенный Баженовым в 1776-1778 гг., предназначался для личного пользования императрицы. Он стоит на двадцатиметровом холме, насыпанном на берегу Верхнего пруда ещё садовниками Кантемиров. Фасад здания, выходящий на Берёзовую перспективу, украшен вензелем Екатерины II с исходящими лучами славы. Фасад, обращённый к пруду, представляет собой полукруглый объём, увенчанный полусферическим куполом и повторяющий очертания холма. Малый дворец – наименьшая из дворцовых построек. Внутри него шесть небольших помещений, включая овальный зал и будуар. Окна овального зала выходят на Верхний пруд. Здание практически не использовалось и к началу XX в. превратилось в руины. Его восстановили в 1989-1996 гг. Сейчас Малый дворец используется для проведения выставок. Средний дворец, впоследствии получивший название Оперный дом, построен Баженовым в 1776-1778 гг. Благодаря формам и обилию декора дворец сравнивают с резным ларцом для драгоценностей. Он состоит из главного объёма, обращённого в сторону Берёзовой перспективы, и мощного выступа со стороны пруда. Кстати, пологий спуск к пруду за Оперным домом, по преданию, считается остатками лестницы палат Ирины Годуновой. Сооружение должно было служить приёмным дворцом Екатерины. Официальное назначение дворца подчёркивают белокаменные изображения двуглавых орлов над входами со стороны боковых фасадов. Возможно, в нём также устраивались домашние спектакли и придворные увеселения. На это указывает наличие большого зала с отличной акустикой, к которому примыкают два аванзала и анфилада служебных комнат. До начала 1980-х гг. дворец пустовал. После реставрации в 1988-1996 гг. в Оперном доме размещались музейные экспозиции, проводились конференции и концерты. В 2012-2014 гг. была проведена дополнительная реставрация. Мосты ЦарицынаБольшой мост длиной 80 м проложен через овраг, отделяющий усадьбу Царицыно от Каширской дороги. Построен он в 1778-1784 гг. по проекту и под руководством Василия Баженова. После осмотра моста осенью 1784 г. генерал-губернатор Москвы и Петербурга Яков Брюс доложил Екатерине II: "Акедюк (акведук) имеет вид огромный и великолепный, так что достоин памяти потомству царствования Вашего Величества и напоминает век Древнего Рима". Мост достраивался в начале XIX в. под руководством ученика Баженова архитектора Ивана Еготова. Было уложено дорожное покрытие, завершён кирпичный парапет с башенками-столбами, достроены боковые части моста. Большой мост – одно из красивейших сооружений Баженова. Он построен в стиле, который сам архитектор называл "нежной готикой" или "театром архитектуры". Мост богато и причудливо декорирован, краснокирпичная кладка украшена белокаменными узорами. Среди них есть масонские знаки: солнечные лучи над полукруглыми арками, скрещённые мечи в квадратах. Мост опирается на ряд стрельчатых и полукруглых арок, напоминающих порталы готических соборов. Они не только придают сооружению изящный вид, но и существенно облегчают конструкцию. Последнее обстоятельство очень важно, поскольку мост стоит на рыхлой почве, изобилующей ключами. При его строительстве пришлось забить более двух тысяч свай. Работа гигантская, но и результат впечатляющий. С конца XIX в. мост стал частью Царицынского шоссе, связавшего станцию Царицыно с Каширской дорогой. В Отечественную войну по нему проходили танковые колонны. Мост исправно служил до 1975 г., пока не проложили Новоцарицынское шоссе. После этого мост забросили, и он тихо разрушался. В 1985-1995 гг. Большой мост восстановили в варианте начала XIX в. В реставрации принимали участие польские специалисты. Фигурный мост построен по проекту Василия Баженова в 1776-1778 гг. По мосту проходит главная аллея усадьбы, так называемая Берёзовая перспектива. Она начинается на Большом мосту и заканчивается у Фигурных ворот, выходящих в парк. Когда-то "Берёзовая перспектива" была аллеей, обсаженной берёзами. Теперь берёзы заменили липы. Под мостом – ворота – второй парадный въезд в усадьбу. Ворота "охраняются" высокими сторожевыми полукруглыми башнями со стрельчатыми окнами. Венчают башни зубцы в виде "ласточкиных хвостов", как на стенах Московского Кремля. Между башнями – высокий парапет в обрамлении узких стрельчатых проёмов. Мост реставрировали в 1987-1992 и 2006 гг. Царицынские прудыВерхний и Нижний Царицынские пруды появились в середине XVII в., когда усадьбой Царицыно владели бояре Стрешневы, и образовали единый каскад с Борисовским прудом, который был создан в 1600 г. по указу Бориса Годунова. Разделяются Царицынские и Борисовский пруды Шипиловской плотиной. Верхний пруд площадью 17 га находится на реке Язвенке. Его средняя глубина 3 м. К пруду выходят Малый дворец и Оперный дом. Прежде к нему от Малого дворца спускалась лестница. Украшением пруда является Круглый остров, насыпанный, предположительно, в середине XVIII в. Нижний пруд площадью 53 га расположен в пойме реки Городни. Его средняя глубина 2,5 м. На пруду расположен свайный остров в виде подковы. В 1980-е гг. после сооружения дамбы, по которой пошла трасса Новоцарицынского шоссе, от Нижнего пруда отделился Средний Царицынский пруд. Верхний и Нижний Царицынские пруды разделены плотиной, построенной в 1777-1779 гг. по проекту К.И. Бланка. По ней проходит аллея, ведущая к Фигурному мосту с воротами. В 2005-2006 гг. пруды очистили, укрепили их берега, вдоль прудов проложили дорожки. Были проведены раскопки, позволившие определить места существовавших здесь в XIX в. лодочных пристаней. Пристани восстановили на прежних местах по гравюрам XIX в. Фонтан на острове-подковеВ 2007 г. на острове-подкове Среднего пруда появился светодинамический фонтан, к которому ведут стальные ажурные мосты. Диаметр фонтана 55 м. Это самый большой фонтан в Москве. Высота водяных струй меняется синхронно с музыкальным сопровождением и может достигать 15 м. Обеспечивают это 915 водомётов и 82 подводных насоса. Подсветка насчитывает 3312 светильников. Схема усадьбы "Царицыно"
Прогулка по Царицыну
Музей-усадьба "Царицыно" на карте ►. |
© Моя Москва, 2004-2023
|
|
Почта: info@mmsk.ru |