Яндекс.Недвижимость: квартиры в новостройках от застройщика. Квартиры в ипотеку


Гиршман Генриетта

Генриетта Леопольдовна Гиршман (1885-1970) – жена коллекционера Владимира Осиповича Гиршмана.

Генриетта Гиршман Генриетта Гиршман и Валентин Серов После 1917-го Московские адреса Гиршманов

 

Генриетта Гиршман 

Г.Л. Гиршман. Портрет работы К.А. Сомова. 1910-1911 гг.
Г.Л. Гиршман, 1911 г.
Художник К.А. Сомов

Г.Л. Гиршман называли первой красавицей Петербурга и Москвы, ею восхищались художники, писатели и композиторы.

Генриетта Леон родилась в Петербурге. Её мать закончила Берлинскую консерваторию по классу рояля, отец занимался экспортом зерна. Родители собирали картины. После получения аттестата зрелости Генриетта два года изучала языки, музыку и живопись в Дрездене. Потом, по совету Репина, поступила в художественную студию О.Э. Браза. В их доме часто устраивались вечера, звучала музыка.

В 1903 г. Генриетта вышла замуж за купца 1-й гильдии потомственного почётного гражданина Владимира Осиповича Гиршмана (1867-1936) и переехала в Москву. Владимир Осипович владел заводом по производству швейных иголок и собирал современную русскую живопись и антикварную мебель. Особенно ценил работы Валентина Серова и Константина Сомова. Не случайно именно они нарисовали лучшие портреты Генриетты.

Об этом браке А.Н. Бенуа вспоминал: "Принято было недоумевать, как такая очаровательная женщина, такая красавица – 'самая красивая дама Москвы', как Генриетта Леопольдовна 'могла выносить' такого совсем неподходящего мужа. На самом же деле они являли собой образцовую, тесно связанную пару и как будто друг другом не тяготились вовсе". Сама Гиршман вспоминала: "Постепенно я стала принимать самое деятельное участие в выборе и покупках картин, стала ездить на выставки, большею частию, до открытия, увлеклась исканиями мужа и вынуждена была бросить свои занятия живописью".

В особняке Гиршманов у Красных ворот бывали многие представители "серебряного века". В альбомах Генриетты стихи, рисунки, автографы, даже признания в любви. Среди авторов Брюсов, Серов, Горький, Рахманинов, Шаляпин, Станиславский. Кстати, коллекция Гиршманов не была спрятана от посетителей. Она входила в путеводители, и, с разрешения хозяина, её можно было посмотреть.

 

Генриетта Гиршман и Валентин Серов 

Многие добивались чести иметь портрет кисти Валентина Серова, но многие и "боялись его всевидящего глаза". Генриетта Гиршман не боялась. Она знала, что Серов был в неё влюблен. В 1904-1911 гг. она заказала ему, по крайней мере, пять портретов.

Г.Л. Гиршман. Портрет работы В.А. Серова. 1906 г.
Генриетта Гиршман, 1906 г.
'У зеркала'. Г.Л. Гиршман. Портрет работы В.А. Серова. 1907 г.
"У зеркала". Г.Л. Гиршман, 1907 г.
Г.Л. Гиршман. Портрет работы В.А. Серова. 1911 г.
Генриетта Гиршман, 1911 г.

Портрет "У зеркала" поражает контрастом обстановки будуара с "нездешностью" Генриетты. Она только приехала или собирается уехать. Впечатление усиливается отражением художника в зеркале, видящего свою модель сразу со всех сторон.

Последний портрет связан с двумя трагедиями. Он начат в 1910 г. после гибели ребёнка Генриетты. Создание портрета близким человеком помогал пережить горе. Он не закончен из-за смерти художника.

 

После 1917-го 

После Февральской революции Гиршман вошёл в "Союз деятелей московских художественных хранилищ", целью которого было создание институтов музееведения. Связано это было с попыткой сохранить для России культурные ценности: при Керенском "увозили целыми поездами обстановку, картины, скульптуры, драгоценности".

В 1918 г. ему удалось разместить в своём особняке хранилище Музейного фонда, но в начале 1919 г. коллекцию национализировали, и летом 1920 г. картины передали в Румянцевский музей, откуда в 1924 г. они попали в Третьяковскую галерею. Коллекцию мебели постигла такая же судьба. Вначале в особняке открыли Музей мебели, а потом передали экспонаты в Александринский дворец в Нескучном саду. В 1926 г. мебель частично ушла в музеи, а частично – попала в учреждения.

В декабре 1922 г. Станиславский написал в альбом Генриетты: "Ваша роль в русском искусстве значительна. Для того, чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты. Вы с мужем взяли на себя эту трудную роль и несли её много лет талантливо и умело. Спасибо вам обоим. История скажет о вас то, что не сумели сказать современники. Пусть сознание исполненного красивого дела облегчает вам посланное всем нам испытание. Душевно преданный и любящий вас К. Станиславский".

Вскоре Гиршманы уехали в Париж, где открыли художественный салон. В кризис 1930-х гг. спрос на антиквариат упал, и салон стал книжной лавкой. В ней они проводили выставки художников-эмигрантов. Заказывать картины или покупать их, как прежде, они не могли, и выставки не только помогали существованию лавки, но и были своеобразной помощью художникам.

После смерти мужа Генриетта осталась с двумя детьми. Сначала она поддерживала магазин, работала в приюте для детей эмигрантов. Потом уехала в Америку. Некоторое время работала секретарём у дирижёра Бостонского оркестра Сергея Кусевицкого, с которым была знакома с московских времен. Потом сотрудничала с одним из нью-йоркских музыкальных издательств.

 

Московские адреса Гиршманов