Яндекс.Недвижимость: квартиры в новостройках от застройщика. Квартиры в ипотеку


Станиславский Константин Сергеевич

Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938) – режиссёр, актёр и педагог. С 1936 г. народный артист СССР. Лауреат Сталинской премии СССР 1942 и 1943 гг. Станиславский – псевдоним. Настоящая фамилия – Алексеев.

Константин Станиславский Театры Станиславского и Немировича-Данченко
Станиславский – времена жизни Станиславский в Москве

 

Константин Станиславский 

К.С. Станиславский. Портрет работы В.А. Серова. 1908 г.
К.С. Станиславский, 1908 г.
Художник В.А. Серов

Константин Станиславский родился в Москве, в семье известного промышленника Сергея Владимировича Алексеева (1836-1893) и Елизаветы Васильевна Алексеевой (1841-1904) 5 января (17 января) 1863 г. Конечно, настоящей фамилией Константина была Алексеев.

Театральный псевдоним Станиславский он взял в январе 1885 г. в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, чтобы "не позорить семью". Кстати мать Станиславского была дочерью богатого владельца каменоломен в Финляндии Василия Абрамовича Яковлева и французской артистки, приехавшей на гастроли в Россию, Мари Варлей.

Большую часть жизни Станиславский провёл в доме на Садовой-Черногрязской, 8, который купили его родители в год рождения сына.

Сначала была трудная учёба в нелюбимой гимназии. Потом – скучная служба на фирме отца, где Константин аккуратно вёл торговые дела и, став одним из директоров компании по изготовлению золотой и серебряной проволоки для ткани, остался на этой должности до 1917 г.

Но ведь рядом был домашний театр, определивший главное дело жизни К.С. Станиславского.

В 1898 г. Станиславский совместно с Немировичем-Данченко создал Художественно-общедоступный театр. В 1901 г. театр стал просто Художественным. Впервые театр принадлежал не труппе, а пайщикам, главными из которых были основатели и те, кто давал больше денег на его содержание.

Первоначально Константин Станиславский был режиссёром и актёром. На Немировича-Данченко, помимо режиссуры, возлагались организационные вопросы и репертуар. Но это только в первую встречу "они ни разу не заспорили, их программы или сливались, или дополняли одна другую".

 

Театры Станиславского и Немировича-Данченко 

Вскоре начала сказываться разность темпераментов, стилей проведения репетиций, трудность распределения ролей. Если первые два момента можно считать мелочами, то последний – был весьма болезненным. На роль ведущих актрис претендовали жена Станиславского Мария Лилина (1866-1943) и любимая ученица Немировича-Данченко Ольга Книппер. Была ещё серьёзная претендентка Мария Андреева – любовница главного спонсора Саввы Мамонтова и одного из главных драматургов Максима Горького. Да и в мелочах Станиславский и Немирович-Данченко уступать друг другу не хотели.

Разногласия проявились в 1902 г. при работе режиссёров над спектаклем "На дне". В 1906 г. они отказались от совместных постановок. По словам Станиславского, каждый из них "имел свой стол, свою пьесу, свою постановку". Художественный театр превратился в театр драмы и комедии. Драма заключалась в том, что новаторство театра постепенно стало рутиной, а комедия – в том, что отцы-основатели не разговаривали и потому решать проблемы не могли.

Конечно, периоды общения были, но какие-то безрадостные. Так, весной 1917 г. режиссёр спектакля "Село Степанчиково и его обитатели" Немирович-Данченко снял с роли актёра Станиславского.

После октября добавились сложности с репертуаром, новым зрителем. Появились обвинения в игнорировании требований времени, на которые Станиславский отвечал, что они "понемногу стали понимать эпоху". Понимание действительно шло "понемногу".

В 1919 г. Константин Сергеевич Станиславский создал Оперную студию Большого театра, а Немирович-Данченко – Музыкальную студию МХТ. В каком-то смысле музыкальный театр казался безопаснее.

В 1922 г. Станиславский с частью труппы МХАТа на два года уехал на гастроли за границу. Там МХАТ с его классикой принимали лучше, чем в Москве. Часть гастролёров решила остаться в США.

Немирович-Данченко в отсутствие Станиславского старался обновить репертуар и труппу. В свою очередь, в 1925 г., он тоже поехал на гастроли, а реорганизацию, как он её понимал, продолжил вернувшийся Станиславский.

В США Немирович-Данченко узнал, что его Музыкальному театру отказали в помещении МХАТа. Он обиделся и заключил контракт с Голливудом. Видимо, это была неудачная попытка остаться в США. Его хвалили, слушали, восхищались, но ни одного сценария не приняли. Он вернулся зимой 1928 г., а осенью у Станиславского случился приступ на праздновании юбилея МХАТА. Он полностью устранился из жизни театра.

Это печальное событие позволило Станиславскому сосредоточиться на завершении своей системы, первый том которой "Работы актёра над собой" он успел отправить в печать. Константин Сергеевич Станиславский умер 7 августа 1938 г.

По иронии судьбы Художественный театр, который Станиславский и Немирович-Данченко создали вместе, в конце концов распался, не сохранив в названиях их имен. В 1987 г. образовались МХАТ имени М. Горького и МХАТ им. А.П. Чехова. Музыкальные театры, созданные поврозь, объединили в 1941 г. в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко.

 

Станиславский – времена жизни 

К.С. Станиславский. 1912 г.
Константин Станиславский, 1912 г.
К.С. Станиславский
Актер К.С. Станиславский
К.С. Станиславский. 1930-е гг.
К.С. Станиславский
 

Станиславский в Москве 

  • Армянский, 2. Лазаревский институт. В гимназии при институте восточных языков Константин Алексеев доучился до шестого класса и в 1881 г., с трудом освоив латынь и математику, ушёл, уговорив отца забрать документы.
  • Бахрушина, 31. Особняк А.А. Бахрушина, архитектор К.К. Гиппиус. Среди людей театра и искусства, посещавших "Бахрушинские субботы" были М.Н. Ермолова, В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин.
  • Дмитровка Б., 17. Московский академический Музыкальный театр имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко.
  • Камергерский, 3. Московский Художественный театр. Театральная труппа создана в 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. К 1902 г. МХТ переехал в здание на Камергерском, перестроенное Ф.О. Шехтелем на средства Саввы Морозова.
  • Каретный ряд, 3. Сад "Эрмитаж". В 1898 г. здесь состоялось официальное открытие Художественного общедоступного театра под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. На сцене "Эрмитажа" театр давал спектакли до 1901 г.
  • Каретный ряд, 4. Старинный особняк, в котором в 1903-1920 гг. жил Константин Сергеевич Станиславский.
  • Кисловский Н., 6. Частный театр Секретарёва, где впервые К. Алексеев выступил под псевдонимом Станиславский.
  • Котельническая набережная, 1. В этом доме, в квартире композитора И.А. Саца, часто бывали К.С. Станиславский, С.В. Рахманинов, Е.Б. Вахтангов, В.И. Качалов и другие артисты МХАТа.
  • Леонтьевский, 6. Дом П.С. Хлопова. Последняя московская квартира К.С. Станиславского, в которой он жил в 1920-1938 гг. С 1948 г. здесь музей-квартира К.С. Станиславского. На доме мемориальная доска. В 1938-1994 гг. переулок был улицей Станиславского.
  • Мясницкий проезд, 6. Особняк Гиршмана у Красных ворот. Здесь собирался салон, ставший центром художественной и артистической жизни столицы в начале XX в. Гостем салона был и Константин Сергеевич Станиславский. Дом не сохранился.
  • Никольская, 17. В 1897 г. в ресторане "Славянский базар" состоялась встреча К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, во время которой было решено организовать в Москве Художественный театр.
  • Подколокольный, 11. Ночлежный дом Ярошенко. Сюда в 1902 г. Гиляровский привел Максима Горького, Станиславского, Немировича-Данченко и артистов перед постановкой пьесы "На дне".
  • Покровка, 22. 4-я Мужская гимназия, в которой Константин Алексеев учился, но не закончил.
  • Пушечная, 9. Немецкий клуб – ЦДРИ. В 1891 г. здесь шли спектакли режиссёра К.С. Станиславского. На доме мемориальная доска.
  • Садовая-Спасская, 6. Особняк Мамонтова. В 1878 г. здесь состоялся первый театральный вечер, в котором участвовал 17-летний Константин Алексеев.
  • Садовая-Черногрязская, 8. Усадьба С.В. и Е.В. Алексеевых, родителей К.С. Станиславского. Здесь он прожил до 40 лет.
  • Спиридоновка, 17. Особняк жены С.Т. Морозова. В её салоне бывали М.А. Врубель, О.Л. Книппер-Чехова, И.И. Левитан, К.С.Станиславский, А.П. Чехов, Ф.И. Шаляпин.
  • Тверская, 23. Московский драматический театр имени Константина Сергеевича Станиславского.
  • Улица Станиславского. В память о К.С. Станиславском в 2005 г. названа улица в Таганском районе ЦАО Москвы.