Яндекс.Недвижимость: квартиры в новостройках от застройщика. Квартиры в ипотеку


Китай-город

Китай-город в Москве – история Происхождение названия
Башни и ворота Китай-города Китай-город при Советах и в наши дни

 

Китай-город в Москве – история 

Китай-город на карте Мериана 1638 г.
Китай-город на карте Мериана

Китай-город – второе оборонительное кольцо Москвы, а также территория, которая находилась внутри Китайгородской стены. Стены и башни Китай-города строились в 1535—1538 гг. при великой княгине Елене Глинской (ок. 1508-1538), бывшей регентшей при малолетнем сыне будущим Иваном IV, прозванный Грозным (1530-1584). Вёл строительство итальянский архитектор Пьетро Франческо де Аннибале (Петрок Малый Фрязин). Весной 1538 г. Елена Глинская внезапно скончалась. Были подозрения, что её отравили. Однако к концу года Петрок Фрязин сумел завершить строительство. В 1539 г. он бежал в Ливонию, поскольку после смерти Елены Глинской наступили "великая мятеж и безгосударьство".

Крепостная стена московского Китай-города длиной около 2,5 км образовывала полукольцо между Арсенальной и Беклемишевской угловыми башнями Кремля. Она была ниже, но толще кремлёвской стены: высота 9 м, ширина 6 м. Три яруса бойниц в сочетании с нависающей верхней кладкой позволяли просматривать и простреливать всю территорию у подножия крепости.

Крепость выполнила свою оборонительную функцию. Её штурмовали только один раз: 22 октября 1612 г. казаки из русского ополчения вышибли из Китай-города поляков, которые укрылись в Кремле. 26 октября они согласились сложить оружие и сдаться на милость победителей. Справедливости ради стоит заметить, что гарнизон был ослаблен в результате длительной осады и начавшегося голода.

В XVIII в. стены Китай-города утратили оборонное значение и начали создавать неудобства для жителей. Неоднократно возникали попытки сноса стены. В 1805 г. московский обер-полицмейстер А.А. Беклешев предлагал разобрать стену от Владимирских ворот до Москворецкого моста "как ненужную и ветхую", а на её месте устроить бульвары. В 1816 г. военный генерал-губернатор А.П. Тормасов также предлагал снести стену, оставив только часть башен с воротами.

 

Происхождение названия 

Существует несколько версий происхождения названия Китай-города:

  • "Итальянская" утверждает, что строитель Китай-города – итальянец Петрок Малый – называл крепость "читта" – "город". Отсюда и пошёл Китай-город.
  • "Тюркская" версия считает, что источником названия является слово "катай" – город, крепость.
  • "Русская" версия производит название от слова "кита". Согласно "Словарю русского языка XI-XVII вв.", оно означает нечто плетёное, связанное в пучок, в косу. В данном случае в "пучок" были связаны жерди, которые применялись при постройке укреплений.
 

Башни и ворота Китай-города 

Китай-город насчитывал 14 башен. Половина башен были проездными – с воротами, а половина – глухих. Все они имели названия: Воскресенские ворота (Иверские, Неглименские), Круглая башня (Заиконоспасская), Птичья башня, Четырёхугольная башня (Троицкие ворота), Безымянная угловая башня, Владимирские ворота (Сретенские, Никольские), Богословская башня, Ильинские ворота, Гранёная башня (Многогранная), Варварские ворота, Васильевские ворота, Круглая угловая башня (Наугольная), Николомокринская башня (Глухая), Москворецкие ворота (Спасские).

Китай-город. Воскресенские ворота. Альбом Найдёнова. 1884 г.
Воскресенские ворота
Китай-город. Ильинские ворота. Альбом Найдёнова. 1884 г. Китай-город. Владимирские ворота. Альбом Найдёнова. 1884 г.

Самыми известными были двухарочные Воскресенские ворота – они были парадным въездом на Красную площадь. Воскресенскими стали в 1689 г. после помещения на башне иконы Воскресения Христова. Ворота восстановили в 1994-1995 гг.

В центре фотографии "Вид с Театральной площади" видна Круглая башня. Сейчас на её месте вестибюль станции метро "Площадь Революции". В изменённом виде башня восстановлена в 1997 г. левее своего первоначального места.

Третьяковский проезд появился в стене Китай-города в 1871 г. и сохранился в первозданном виде. Справа от него находится Птичья башня – единственная выжившая башня Китай-города. До 1851 г. рядом со стеной Китай-города работал птичий рынок. Возможно, от него башня и получила название.

О красоте других башен можно судить только по многочисленным картинам и фотографиям.

Китай-город. Владимирские ворота. Альбом Найдёнова. 1884 г.
Владимирские ворота
Китай-город. Ильинские ворота. Альбом Найдёнова. 1884 г. Китай-город. Варварские ворота. Альбом Найдёнова. 1884 г.
 

Китай-город при Советах и в наши дни 

После 1917 г. стену объявили памятником архитектуры. Более того, в 1924-1926 гг. была проведена реставрация стен, во время которой снесли прилегавшие строения и пробили новые проезды для трамваев и автомобилей. Ничто не предвещало беды. В 1925 г. живописец, реставратор и искусствовед И.Э. Грабарь (1871-1960) так отозвался о Китайгородской стене: "Редчайший по красоте памятник крепостного зодчества, которым по праву гордилась бы любая столица Европы, если бы он уцелел там до наших дней".

Северную и восточную части Китайгородской стены разобрали в 1927-1934 гг. Со стороны Москворецкой набережной стену снесли после войны. Из 2,5 км стены сохранился фрагмент на площади Революции. В 1968-1973 гг. частично стену восстановили в Китайгородском проезде, а в 1997 г. – в Театральном проезде.

Основные улицы Китай-города Варварка, Ильинка и Никольская. Первые две хранят память о воротах Китай-города: они оканчиваются у площадей Варварские ворота и Ильинские ворота. К Китай-городу относят также улицы, которые шли с внешней стороны стен: Манежную площадь, площадь Революции, Театральный проезд, Лубянскую площадь, Новую площадь, Старую площадь и Китайгородский проезд. Сейчас Китай-город – район Москвы, в который включены улицы, никогда по территории крепости не проходившие. Среди них Воздвиженка, Большая Дмитровка, Знаменка, Охотный ряд.