Яндекс.Недвижимость: квартиры в новостройках от застройщика. Квартиры в ипотеку


Удивительная история одной жизни

Дом по адресу Кривоколенный переулок, 7 хранит историю о человеке, которому выпало счастье родиться и всю жизнь прожить в одной и той же квартире. История обычная, но не для Москвы XX в.

В 1905-1906 гг. инженер-механик Николай Михайлович Лужецкий строил дома Строгановского училища. Потом его семья вселилась в одну из квартир. Николай Михайлович выбрал квартиру в доме, выходящем не на шумную улицу, а в тихий переулок. Подальше от контор, извозчиков, трамвая. Ведь не успели завершить строительство домов, а уже в ноябре 1906 г. по Мясницкой прошёл пробный рейс трамвая, вскоре заменившего конку.

Михаил Николаевич – человек энергичный – совмещал несколько должностей. Был директором Российского союза взаимного страхования, ведущим инженером губернского правления. Его жена – Вера Осиповна – не работала, свободное время отдавала Елизаветинскому благотворительному обществу, организованному великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой.

В этой семье в начале XX в. родилась девочка, которую назвали Аллой. К 1917 г. она свободно говорила и писала на четырёх языках, объездила всю Европу, откуда привезла каталоги крупнейших музеев. После 1917 г. такие "прожигатели" жизни оказались ненужными.

От репрессий Аллу Николаевну спас Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). В среде художников к нему отношение было сложным, но для Аллы Николаевны он стал добрым гением. В 1913-1925 гг. Грабарь был попечителем Третьяковской галереи. Он и устроил её в реставрационные мастерские. Здесь Алла Николаевна оказалась на своём месте. Об этом говорят написанные ею книги по теории и практике реставрации.

В войну Алла Николаевна не захотела уезжать из города. Помимо сохранения прописки – неизвестно, что бы её ждало после возвращения – это оказало неожиданную услугу. В 1943 г. Грабарь выступил с идеей компенсации потерь советских музеев за счёт музеев Германии и её союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое проводило двойную работу. С одной стороны, составляло списки потерь советских музеев, с другой – списки произведений европейских музеев, представляющих интерес в качестве компенсации. Здесь знания и опыт Аллы Николаевны было трудно переоценить. Грабарь привлек её к этой работе.

В общем, счастливый случай предоставляется тому, кто способен им воспользоваться. В квартире своего детства Алла Николаевна прожила до конца 1980-х гг.