Яндекс.Недвижимость: квартиры в новостройках от застройщика. Квартиры в ипотеку


Алексей Верстовский и Надежда Репина

В 1828 г. в доме Бема в Мыльниковом переулке поселился композитор Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862). В это же время в нём квартировала "Московского императорского театра воспитанница девица Надежда Васильевна Репина (1809-1867)".

Соседство было не случайным. Отец композитора был против романа с актрисой. В результате ссоры сыну пришлось покинуть родительский кров. Здесь Алексей Верстовский и Надежда Репина прожили около года. Но история имела продолжение.

В Надежде Репиной счастливо сочетались таланты певицы и драматической актрисы. Она обучалась пению у итальянца Бравура, музыке – у скрипача, дирижёра и композитора А.С. Гурьянова. Многому научилась у Верстовского.

Свои роли Надежда Репина учила "на слух". Текст запоминала сразу после прослушивания, вокальные партии – после игры на скрипке или фортепьяно. Талант и упорный труд сделали её "оперной примадонной" и ведущей драматической актрисой.

 

"Аскольдова могила" – подарок на день рождения 

Ко дню рождения в 1835 г. Верстовский сделал Надежде Васильевне подарок – премьеру оперы "Аскольдова могила", в которой написал для неё партию Надежды. "Аскольдова могила" – вершина творчества Верстовского. Появление в 1836 г. оперы Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), отодвинуло в сторону романтические оперы Верстовского. Композитор понимал это. Он писал Одоевскому: "Я первый обожатель прекраснейшего таланта Глинки, но не хочу и не могу уступить права первенства".

Репина же блистала в театре. Её обожала публика, залы были полны... Жизнь Надежды Васильевны Репиной "состояла или в игре на сцене, или в приготовлении к этой игре". Успех имел последствия: изменился её характер, она стала своенравной и капризной. Замуж не спешила. В этой ситуации Верстовский без её ведома, якобы опасаясь осложнений с новым директором театра, выхлопотал ей отставку! О "подарке" он сообщил, когда актриса после очередного триумфа приехала домой. Был обморок.

Шел 1841 г. Репиной всего 32, а исправить уже ничего нельзя, и деваться некуда. Она вышла замуж за своего "благодетеля". В семейной жизни Надежда Репина утешения не нашла: она не любила ездить по гостям, читать книги, вышивать. Театр был её единственной страстью. Верстовский видел свою роковую ошибку...

А была ли ошибка? Может была зависть, месть за шумный успех, обожание многочисленных поклонников, или одного – счастливого? Во всяком случае, когда в 1860 г. Верстовский после 35 лет театральной деятельности вышел в отставку, о нём быстро забыли. Он вынужден был покупать билеты даже на постановки своих произведений. Может были ещё живы люди, знавшие истинную причину отставки любимой актрисы?

 

Хор девушек – печальный пролог 

От невыносимой тоски Надежда Репина "стала употреблять средства, которые, наконец, сделались для неё смертельным ядом и свели в могилу". Прологом к жизни великой актрисы стал Хор девушек из оперы-подарка "Аскольдова могила":

Ах, подруженьки, как грустно
Круглый год жить взаперти!
Из-за стен лишь любоваться
На широкие поля!

Нам и песни не веселье:
От тоски мы их поем!
К одним горестям привычные,
Мы скучаем с юных лет!
И зачем мы, горемычные,
Родились на белый свет!

Нам и песни не веселье:
От тоски мы их поем!

Вот такой неромантический конец у этой истории.

"Хор девушек" – одно из самых красивых мест оперы, часто звучавшее по радио в 1950-1960 гг.:

Аскольдова могила – Хор девушек – слушать